Журналист РБК Пермь отсудил в Страсбурге право говорить по-русски
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) опубликовал решение по делу Lobanov v. Russia. В Страсбурге (Франция) признана обоснованной жалоба журналиста из Перми Михаила Лобанова. Российская Федерация обязана выплатить заявителю денежную компенсацию в 7 500 евро.
Лобанов оспорил решение Ленинского районного суда Перми от 18 августа 2010 года, частично измененное Пермским краевым судом 30 сентября того же года. Не соответствующие действительности сведения российские судьи усмотрели в газете «Пермские новости» за 18 мая 2007 года. Порочащими признаны заголовок «Развлечения от рэкетира?», выражения «корыстный преступник со стажем», «рэкетир», «уголовник». С журналиста Лобанова и ООО «Издательский дом «Пермские новости» взыскана компенсация морального вреда соответственно в сумме 10 тыс. и 30 тыс. рублей в пользу истца Сергея Скамрова – бывшего зам начальника инспекции Госстройнадзора Пермского края.
При поступлении в 2006 году на госслужбу Скамров не сообщил в анкете, что ранее был судим за совершение двух тяжких преступлений. Верещагинский районный суд 3 апреля 2001 года признал его виновным в вымогательстве группой лиц, грабеже под угрозой изнасилования в извращенной форме (п. «а, в» ч. 2 ст. 163 УК РФ и п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ). Отсидевший почти два месяца под стражей Скамров приговорен к 4 годам 6 месяцам условного заключения с испытательным сроком 3 года 6 месяцев. Ко времени публикации в «Пермских новостях» испытательный срок истек, судимость была погашена.
При рассмотрении иска Скамрова о защите чести и достоинства российские суды указали – погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с судимостью правовые последствия (ч. 6 ст. 86 УК РФ). Доводы журналиста Лобанова о том, что чиновник не назван «судимым», а использованные в публикации русские слова точно отражают факты его биографии, остались без внимания.
«Преступник – человек, который совершил преступление», – говорится в «Словаре русского языка»» Сергея Ожегова. В судебных постановлениях по иску Скамрова не дано никакой оценки данному обстоятельству, а также праву журналиста изъясняться на государственном языке РФ – с соблюдением литературных норм. Тем самым нарушены право на справедливое судебное разбирательство и право свободно выражать свое мнение, предусмотренные статьями 6 и 10 Конвенции о защите прав и основных свобод, отмечено в рассмотренной ЕСПЧ жалобе Лобанова.
Кроме того, журналист счел нарушенным право на доступ к правосудию. Так, на заседании Пермского краевого суда 30 сентября 2010 года исследовались копии его телефонограммы в Ленинский районный суд Перми, двух листков нетрудоспособности и медицинская карта. Из документов видно – 24 июня 2010 года на журналиста было совершено нападение, он лечился в нейрохирургическом отделении МУЗ ГКБ ? 1. Причиненная закрытая черепно-мозговая травма квалифицирована как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Во время заседания Ленинского районного суда Перми 18 августа 2010 года Лобанов проходил ранее назначенные процедуры и обследование УЗДГ. Именно в этот день клинико-экспертная комиссия поликлиники ? 2 МУЗ ГКБ ? 6 продлила нахождение на больничном еще на три недели. Однако просьба отложить судебное заседание осталась без внимания.
Жалобу Михаила Лобанова в Страсбург подготовил адвокат Дмитрий Лобанов, его сын. Правовое сопровождение спора с Российской Федерацией вел адвокат Всеволод Алферов.
РБК, 21 декабря