Новости

09.03.2021

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ # 986

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом «Фонд защиты гласности» либо касается деятельности иностранного агента «Фонд защиты гласности»

 

Content in English – see below

Дайджест # 985 и все последующие см. http://www.mediaconflicts.org/news/1264

 

 

 

 

———————————————————————-

РОССИЯ.
1. Омская область. Странная рокировка в выпуске газеты
2. Екатеринбург. Нападение на журналиста
3. Челябинская область. Очередное предостережение от полиции
4. Республика Тува – Екатеринбург. Угроза судебного преследования

БЕЛАРУСЬ. В Минске врача и журналистку приговорили к реальным срокам за разглашение информации о смерти активиста Романа Бондаренко

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в феврале 2021 года

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Запрет пользоваться интернетом для журналиста как запрет на профессию

———————————————————————-

РОССИЯ.

1. Омская область. Странная рокировка в выпуске газеты

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В середине февраля тираж свежей газеты Колосовского района «Новый вымпел» изъяли из точек продаж сразу после печати. После этого в типографии напечатали разворот на замену, и уже с ним газета начала поступать к читателям. Тем не менее, местные жители все-таки успели купить несколько экземпляров – как выяснилось, в выпуске заменили материал, критикующий работу местной ЦРБ и, в частности, холод в машинах скорой помощи.

«Давление на редакцию никто не оказывал. Снятие тиража – это были мое решение и моя недоработка. Материал был сырой. В нем не было комментария второй стороны, хотя главный врач был готов прокомментировать ситуацию», – рассказала сайту NGS55.RU главный редактор «Нового вымпела» Светлана Сазанова.

Источник сайта, знакомый с ситуацией в Колосовке, сообщил, что тираж, 2000 экземпляров, сняли не только по решению главного редактора: нам назвали фамилии заместителя губернатора Омской области Михаила Каракоза и заместителя главы администрации Колосовского района Сергея Высоцкого. Тем не менее, получить оперативный комментарий в правительстве Омской области не удалось.

По официальной информации, давления на редакцию никто не оказывал. Кто же виноват, непрофессионализм главного редактора или все-таки цезура?

2. Екатеринбург. Нападение на журналиста

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В Екатеринбурге корреспондента уральской редакции «ИА REGNUM» Дмитрия Красноухова попытались силой вывести из кафе неизвестные, сообщил старший помощник руководителя СК РФ по Свердловской области Александр Шульга. Инцидент произошел 5 марта.

Как рассказал Красноухов, в кафе «Вилка-Ложка» рядом с Театром оперы и балета он зашел поздно вечером, в том числе, чтобы доработать написанный материал. Через некоторое время двое мужчин подошли к нему со спины и попытались силой вытащить его из помещения. Третий человек находился на небольшом расстоянии от нападавших. Один из злоумышленников представился полицейским, показав на полсекунды документ, и схватил журналиста. В это же время второй пытался забрать ноутбук. Дмитрия пытались испугать, заявляя, что он якобы является закладчиком наркотиков, и угрожали расправой.

В кафе в это время практически не было посетителей, и Дмитрий поднял шум. Ему на помощь прибежали сотрудники кафе. После этого неизвестные быстро покинули заведение.

Полицейские из седьмого отдела приняли заявление корреспондента, проводится доследственная проверка.

3. Челябинская область. Очередное предостережение от полиции

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Корреспондент «Эха Москвы» Анна Адианова получила предостережение от полиции после того, как провела два репортажа с январских акций протеста. Об этом сообщила редактор челябинского «Эха» Галина Лепина.

«Анна Адианова работала на обоих митингах, 23 и 31 января, в качестве фотокорреспондента, – рассказала редактор. – В пятницу ей позвонили и представились сотрудниками уголовного розыска Копейска, до этого звонили брату и бабушке. А в субботу пришли к ней домой, и вручили предостережение о недопустимости участия в несанкционированных акциях. От нее требовали подпись под документом, но ранее мы проинструктировали ее, чтобы ничего не подписывала. Мы запросили комментарий в полиции, но ответа пока не получили».
Из бумаги следует, что Адианова получила предостережение, так как «имеются сведения, что она участвовала в несогласованных акциях и митингах».

4. Республика Тува – Екатеринбург. Угроза судебного преследования

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

На уральский портал обиделся глава Тувы. Шолбан Кара-оол 4 марта возмутился репортажем екатеринбургского портала Znak.com из республики, столица которой – город Кызыл – одно из опаснейших мест России. Преступность, коррупция, безработица, распространение наркотиков – вот только некоторые проблемы, о которых рассказали местные жители его корреспонденту Никите Телиженко.

Глава написал в своих соцсетях: «Многие мои знакомые из-за пределов республики возмущены публикацией «Распад государства в российской столице убийств». Мой дорогой друг и губернатор Красноярского края Александр Усс один из них. Он категорически не согласен, когда кто-то пытается очернить Туву, называя нас народом, который «беспробудно пьет и режет друг друга». Писаками, безусловно, займутся юристы».

В редакцию Znak.com никаких претензий от властей республики не поступало. Перед публикацией корреспондент обращался за комментариями в администрацию Кызыла, редакция также направила запрос региональным властям, но никакого ответа пока не получила.

В заявление редакции говорится: «Работа журналиста заключается в том, чтобы обращать внимание читателей на проблемы, которые есть в обществе. Это может не устраивать некоторых представителей власти, вызывать возмущение и даже гнев. Но вряд ли судебные разбирательства со СМИ сделают жизнь в Кызыле безопаснее и благополучнее. И совершенно точно не заставят Znak.com изменить информационную политику издания, которая заключается в независимом освещении происходящих событий».

БЕЛАРУСЬ. В Минске врача и журналистку приговорили к реальным срокам за разглашение информации о смерти активиста Романа Бондаренко

Московский районный суд Минска приговорил к реальным срокам журналистку Tut.by Екатерину Борисевич и врача больницы скорой помощи Артема Сорокина по делу о разглашении врачебной тайны о смерти активиста Романа Бондаренко. Об этом сообщает издание Tut.by.
Борисевич получила шесть месяцев колонии и штраф в размере 100 базовых величин (примерно 1150 долларов), Сорокин — два года колонии с отсрочкой на год и штраф в размере 50 базовых величин. Врача освободили в зале суда под подписку о невыезде.

На рассмотрение дела ушла примерно неделя. Процесс проходил в закрытом режиме. Поддержать фигурантов дела приезжали европейские дипломаты.

31-летний активист Роман Бондаренко умер в минской больнице скорой помощи в ноябре 2020 года. Незадолго до этого его избили люди, пытавшиеся снять красно-белые ленточки с забора на «Площади перемен». Борисевич и Сорокина обвинили в разглашении врачебной тайны о состоянии Бондаренко.

Поводом для уголовного дела стала статья Борисевич, в которой утверждалось со ссылкой на медицинские документы, что в крови Бондаренко не обнаружили этанола, хотя власти заявляли, что он был пьян. Сорокин дежурил в больнице в ночь, когда привезли Бондаренко. По версии белорусской прокуратуры, именно Сорокин передал журналистке информацию о состоянии активиста.

Tut.by, 2 марта

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в феврале 2021 года

Нападения на журналистов и блогеров – 2 (Федор Худокормов, журналист канала Real View, Москва; съемочная группа телеканала «Челны 24», Республика Татарстан).

Попытки цензуры – 5 (ТВ-2, Томск; «Медуза»; «Открытые медиа»; ИА «Свободные новости», Саратов; газета «Боевой путь», Пермский край).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Михаил Алферов, блогер, Кемерово).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 32 (Алексей Федоров, блогер, автор YouTube-канала «Покос-Кузбасс», Кемерово; Артем Кригер, журналист издания Sota.Vision, Москва; Ренат Давлетгильдеев, журналист «Сноба», Москва; Дмитрий Никитин, журналист «Открытых медиа», Москва; Дмитрий Иванов, автор telegram-канала «Протестный МГУ», Москва; Екатерина Максимова, журналист RusNews, Москва; Василий Полонский, корреспондент «Дождя», Москва; Анастасия Стогней, журналист The Bell, Москва; Валерия Позычанюк, журналист The Bell, Москва; Екатерина Аренина, журналиста «Важных историй», Москва; Иван Клейменов, независимый фотокорреспондент, Москва; Александра Теплякова, журналист RusNews, Хабаровск; Максим Кондратьев, корреспондент «Avtozak Live», Москва – 2 раза; Алексей Волошинов, журналист «Росбалта», Москва; Станислав Корягин, журналист «Росбалта», Москва; Виталий Акимов, редактор издания «Наш Север», в Москве – 2 раза; Евдокия Галямина. корреспондент издания «Наш Север», в Москве; Евгений Сафронов, журналист «Открытых медиа», Москва; Руслан Терехов, корреспондент Sota.Vision, Москва; Анна Лойко, корреспондент издания RusNews, Москва; Борис Иванов, корреспондент «Росдержавы», Москва; Артем Распопов, корреспондент «Новой газеты», и Анна Пиндюрина, видеопродюсер «Новой газеты», оба – Москва; Геннадий Шульга, журналист издания NewsBox24, Владивосток; Сергей Айнбиндер, главный редактор RusNews, Москва; Алексей Филимонов, журналист Newsader, Хабаровск; Дмитрий Тимошенко, журналист газеты «Арсеньевские вести», Хабаровск; Наталья Резонтова, обозреватель издания «Нижний сейчас», Нижний Новгород; Роман Куприянов, редактор канала «Абажур», Кемерово; Василий Вайсенберг, заместитель главного редактора и учредитель ИА «Закон», Москва; Мяйле Мачюлите, корреспондент BAZA, Санкт-Петербург).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 1 (Наталья Зубкова, главный редактор сайта «Новости Киселёвска», Кемеровская область).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 42

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербург).

Прекращение выхода СМИ – 1 (сайт KozaPress, Нижний Новгород).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Наемный рабочий», Тюмень).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 3 (сайт «Четвертого канала», Екатеринбург; сайт издания «Спектр»; сайт «Панорама», Ростов-на-Дону).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (телефон Екатерины Ищенко, журналиста Sota.Vision, Хабаровск; компьютер Романа Куприянова, редактора канала «Абажур», Кемерово).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 41

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Запрет пользоваться интернетом для журналиста как запрет на профессию

Александр Пичугин, специально для ФЗГ

Нижегородская журналистка и общественный деятель Наталья Резонтова, подозреваемая в нарушении санитарно-эпидемических правил при организации акций в поддержку Алексея Навального, завершает первую неделю вынужденной информационной изоляции. Решением суда Наталья лишена всех средств связи и возможности пользоваться интернетом. Выбранная судом экзотическая мера пресечения Резонтовой вызывает многочисленные дискуссии в соцсетях, а сама журналистка, по сути, лишается возможности полноценно работать.

Сейчас Наталья не имеет права звонить по телефону, писать в мессенджеры, пользоваться всем давно привычными электронными сервисами и услугами. Ее единственный «информационный посредник» сейчас – дочь Мария Гарайс. Но лучший способ узнать, каково же современному журналисту без средств связи – это встретиться с Резонтовой лично.

«Нууу, хреново так-то! – говорит Наталья, описывая текущую ситуацию. – Запрет на телефон и интернет лишь на первый взгляд безобидно выглядит. Ты свободен, ходишь, где хочешь, но, тем не менее, изолирован от мира. Есть сервисы и услуги, например, одна транспортная компания, где возможно приобрести билет только с помощью телефонного звонка. Кроме того, что этим запретом мне прикрыли журналистскую работу, ограничена почти до нуля и работа гидом-экскурсоводом. Госуслуги, штрафы, запись в поликлинику – тоже все проблемно. Современная жизнь построена на интернете и уж подавно не предполагает отсутствия телефона».

Напомним, Следственный комитет считает Наталью Резонтову одним из организаторов акций в поддержку Алексея Навального в Нижнем Новгороде. Первая из них, 23 января, стала самым крупным протестным выступлением в городе с 90-х годов, но вторая оказалась совсем малочисленной, поскольку власти и силовые органы готовились к ней гораздо основательнее, постоянно предупреждая нижегородцев о неизбежном наказании и угрозах жизни. По данным самой полиции, 31 января на главную улицу Нижнего Новгорода вышли около 500 человек, в то время как число силовиков, задействованных в пресечении шествия, превысило полторы тысячи. 338 участников мирной акции были задержаны.

Сейчас, по версии следствия, призывы выйти на мирную акцию создали угрозу массового заболевания или отравления людей (п. 1 статьи 236 УК России). Речь идет о нарушении указа губернатора Нижегородской области Глеба Никитина о противодействии коронавирусу, согласно которому отменяются все массовые мероприятия. При этом в течение всего года, пока действует указ, эти запреты неоднократно нарушались с санкции или молчаливого согласия властей. Например, как минимум дважды – в Вербное воскресенье 12 апреля и на Крещенские купания 19 января – происходили массовые нарушения антивирусных правил. Прошлым летом в Нижнем Новгороде проходил традиционный кинофестиваль «Горький fest», собравший большое количество поклонников кино, а совсем недавно прошел забег «Лыжня России», в котором в общей сложности приняли участие около 4,5 тысяч нижегородцев. Все эти доводы Наталья Резонтова и ее защитники приводили во время избрания меры пресечения, но аргументы журналистки судом были проигнорированы.
Сколько продлится следствие и последующий судебный процесс, сейчас предсказать сложно. Между тем, журналист должен каким-то образом оставаться «в повестке», и Наталья признается, что в этом сейчас – главная трудность:

«Слушать новости из ТВ – безумие и ненужная трата времени. Слушать от других – не совсем продуктивно: у всех свои фильтры событий, формирующие картину дня. У журналиста, тем более политического обозревателя, они прикладные и целенаправленные, специфические, в общем. Но в целом все можно вынести, если у тебя есть общественная поддержка и если ты знаешь, что правда на твоей стороне. Я горжусь всеми, кто тоже сейчас здесь, в Нижнем, и по всей стране противостоит несправедливости и политическим репрессиям».

В Нижнем Новгороде слова поддержки Резонтовой звучат не только в соцсетях, но и на улицах. Например, 4 марта на главной улице города – Большой Покровской – прошла серия одиночных пикетов городских активистов. Но даже нижегородцы, относительно нейтрально настроенные по отношению к власти, выражают удивление архаичностью меры пресечения, которая выбрана для журналистки.

«Мне не совсем понятно, поясните, пожалуйста, – вопрошает в своем посте общественник Игорь Преображенский. – Суд запретил журналисту пользоваться интернетом. Это примерно как: суд запретил кому-то писать. Или есть шоколад. Или смотреть на блондинов. Или поворачивать автомобилем направо. Что ещё суд может запретить?».

Между тем, Наталья Резонтова продолжает ходить на допросы в рамках возбужденного уголовного дела. Публично комментировать ход следствия она не имеет права, поскольку давала подписку о неразглашении. Максимальное наказание по инкриминируемой Наталье статье – два года лишения свободы.

———————————————————————-

CONTENT:

RUSSIA.
1. Omsk region. Strange castling move in a newspaper issue
2. Yekaterinburg. Journalist attacked
3. Chelyabinsk region. Another caution on impermissibility from police
4. Republic of Tuva – Yekaterinburg. Threat of court action

BELARUS. In Minsk, a doctor and a journalist sentenced to real terms for disclosing information about death of activist Roman Bondarenko

GLASNOST DEFENSE FOUNDATION. Conflicts recorded in Russian Federation in February 2021 by GDF monitoring group

GDF MEDIA STORIES. Ban on web for journalist as an act of ‘berufsverbot’

———————————————————————-

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинкского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1500 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылка на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 417, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу digest@gdf.ru .

После внеплановой проверки, проведенной минюстом на основе обращения гражданина, «запретившего разглашать свои персональные данные», ФЗГ был признан «некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента». 19 ноября 2015 года организация была включена в соответствующий реестр.