Завидная оперативность миграционной службы, но не в вопросах предоставления информации
В марте этого года редакция электронного периодического издания «Дебри-ДВ» обратилась к начальнику управления ФМС России по Хабаровскому краю и ЕАО Дмитрию Дудину с запросом информации. Журналисты просили о встрече с уроженкой города Ташкента Республики Узбекистан Еленой Сивовой, которая сотрудниками миграционной службы была вывезена из поселка Заветы Ильича, где она временно проживала у родственников, и помещена в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан в Хабаровске.
Начальник УФМС Дудин на запрос СМИ в течение 7 дней не ответил и о продлении срока рассмотрения обращения не проинформировал. По просьбе редакции к Дудину с той же самой просьбой – разрешить встречу бывшей соотечественницы с журналистами – обратился уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Березуцкий. Проигнорировав два обращения, сотрудники УФМС тем временем вывезли Сивову из Хабаровска в Москву, а далее она была депортирована в Ташкент.
Чем же Сивова так заинтересовала журналистов и почему чиновники испугались самой возможностью такой встречи? Впервые историю нашей бывшей соотечественницы опубликовала независимая газета «Мое Побережье» (поселок Ванино). Автор письма поведала о том, как она с 2009 года пытается стать гражданкой России. В Узбекистане у нее не осталось ни жилья, ни родных. А в поселке Заветы Ильича – племянницы, готовые ее приютить и прописать. Да, она отчасти сама виновата в непростой ситуации, пропустив сроки продления временной регистрации. Но никогда от наших органов власти не скрывалась, являясь туда по первому же вызову. Письмо в редакцию, по сути, было криком души наивного человека, верящего, что раз он родился в Советском Союзе и по национальности русский и нигде, кроме этого поселка, у него нет родных, то чиновники вникнут в особую ситуацию. Дважды – в марте и октябре 2014 года Елена писала президенту Путину, а один раз позвонила ему во время «прямой линии». На письма пришли ответы, что ее «обращение рассматривается», на звонок – «вам перезвонят». Ожидание затянулось до нынешнего времени.
Редактор газеты «Мое Побережье» Татьяна Седых, известная своей правозащитной деятельностью (кстати, лауреат премии им. Андрея Сахарова «За журналистику как поступок»), попросила коллег из «Дебрей» встретиться с задержанной в Хабаровске: «Несмотря на публикации, ее и мои обращения к уполномоченному по правам человека, итог был таким: как мне позвонила и объяснила ее племянница, совершенно неожиданно женщину забрали прямо с улицы, и тут же увезли в Хабаровск, где на следующий день осудили. Она даже телефон не успела взять. Родственники обо всем этом знают только со слов посторонних. Где она, что с ней?».
Редакция «Дебрей» перепечатала из газеты «Мое Побережье» письмо бывшего советского человека, мечтающего жить на Дальнем Востоке. И обратилась, вместе с уполномоченным по правам человека, в УФМС. Ответа, как мы уже писали, она не получила, а Сивова была срочно депортирована.
Однако эта история не закончена. Редакция попросила руководителя Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского разобраться: почему начальник управления ФМС России по Хабаровскому краю и ЕАО Дмитрий Дудин игнорирует закон «О СМИ», не давая редакции ответ в срок; почему представитель пресс-службы этого управления Екатерина Быкова, у которой пытались узнать судьбу своего запроса, обещала перезвонить, но так этого и не сделала; и не связана ли депортация Сивовой с запросом редакции? Ведь ее дело, рассмотренное в районном суде, обжалуется, оно не вступило в законную силу, а, значит, женщина могла бы еще в течение двух месяцев находиться в спецучреждении Хабаровска.
Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе