Номер записи: #30081
Дата начала конфликта: 19.04.2018

Имя: РИА «Новый день»
Название СМИ: РИА «Новый день»
Профессия:
В других конфликтах: #4148

Конфликт: блокировка сайта
Федеральный округ: Уральский
Субъект РФ: Свердловская область
Населённый пункт: Екатеринбург
Статья:
Действия сторон: нет информации
Дата публикации: 30.04.2018
Дата обновления: 30.04.2018

Развитие конфликта

 

АПРЕЛЬ, 19 (2018)

 

Следственный отдел по Кировскому району Екатеринбурга ведет доследственную проверку по факту гибели журналиста РИА «Новый день» Максима Бородина. Выясняется точная причина смерти. Следствие рассматривает несколько версий случившегося, в том числе – несчастный случай. Трагический уход из жизни журналиста стал поводом для большого числа публикаций в российской и зарубежной прессе. Некоторые издания еще до завершения расследования связали смерть журналиста с его профессиональной деятельностью, в частности, с его резонансными расследованиями о деятельности ЧВК «Вагнер», бойцы которой погибли в Сирии. Кроме российских СМИ, материалы на тему гибели Максима Бородина опубликовали BBC и The Time, Le Monde, Spiegel и Deutche Welle, и многие другие.

 

Свою озабоченность смертью журналиста выразили такие организации, как «Репортеры без границ», Международный комитет защиты журналистов (CPJ) и ЮНЕСКО. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ сделал специальное заявление с требованием провести честное расследование.

 

Тем временем вскрываются некоторые небезынтересные факты. Так, экс-член общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Вячеслав Башков в эфире радиостанции «Эхо Москвы» рассказал, что Максим Бородин позвонил ему 11 апреля в 5 утра, опасаясь, что у него собираются провести обыск. «Максим сказал, что у него на балконе человек с оружием и что он видел на лестничной площадке людей в камуфляже и в масках», – рассказал Башков. Однако спустя полтора часа журналист перезвонил Башкову и заявил, что якобы ошибся: «Какие-то учения идут». А на следующий день Бородина обнаружили под окнами его квартиры, расположенной на пятом этаже. 15 апреля он умер в реанимации, не приходя в сознание.

 

Уже после похорон журналиста, именно 19 апреля, редакция РИА «Новый день» выступила с официальным заявлением: «Проведенный IT-специалистами анализ показал, что материалы агентства подверглись тотальной зачистке в поисковых системах после массовых публикаций в ведущих российских и западных СМИ о смерти журналиста Максима Бородина. Наши публикации перестали попадать в новостные сюжеты поисковиков. Более того – их удаляют из ранее сформированных блоков новостей. К большому сожалению, трагическая смерть Бородина стала для кого-то «политической игрой», а редакция РИА «Новый день» оказалась заложником этой спекуляции. Нам очевидно, что провокации на эту тему будут продолжаться, а имя Максима могут превратить в «икону» – жертву так называемого «путинского режима».

 

Редакция подчеркивает: «Максим Бородин погиб при невыясненных обстоятельствах – что именно с ним произошло, покажет расследование, которое сейчас проводит Следственный комитет. У нас нет оснований не доверять этому ведомству. Нам, как и всем коллегам, очень важно узнать, как погиб Максим, но преждевременные выводы и спекуляции на эту тему в данном случае считаем вредными и неуместными.

 

Так или иначе, раздутый скандал привел к тому, что сайт был включен в так называемый негласный стоп-лист. Из поисковых систем, которые, как известно, приносят существенный трафик для всех интернет-СМИ и максимально расширяют аудиторию, целенаправленно зачищаются материалы нашего агентства. Такие меры уже предпринимались против нас на региональном уровне, чтобы помешать работе журналистов. В данном случае речь идет о целенаправленной попытке заблокировать работу агентства на федеральном уровне.

 

Редакция РИА «Новый день» направила запросы модераторам поисковых сервисов с просьбой прояснить ситуацию, однако ответа не последовало. Судя по словам наших источников, близких к Кремлю, решение о блокировке сайта агентства принято негласно, что свидетельствует о наличии «телефонного права» в России. При этом влиятельные высокопоставленные персоны традиционно посчитали, что проще ввести полный запрет, чем разобраться в ситуации.

 

В любом случае можно уверенно говорить о том, что в России начался очередной виток политической цензуры, в которой российские государственные СМИ, депутаты и чиновники ранее неоднократно обвиняли Запад и его поисковые интернет-системы.

 

Редакционная политика РИА «Новый день» остается неизменной. Мы считали и считаем, что цензура в отношении СМИ недопустима в любом ее проявлении, и такие запретительные меры не могут быть ничем оправданы. В настоящее время журналисты агентства формируют базу доказательств, что блокировка материалов редакции осуществлена по требованию высокопоставленных лиц и чиновников».

 

ФЗГ следит за развитием событий.

 

Информация Владимира Голубева (ФЗГ, Екатеринбург)