Номер записи: #30054
Дата начала конфликта: 12.03.2018

Имя: Магомед Хазбиев
Название СМИ: Ингушетия.ру
Профессия: редактор
В других конфликтах: #4319

Конфликт: задержание, нападение, уголовное преследование
Федеральный округ: Северо-Кавказский
Субъект РФ: Ингушетия
Населённый пункт: Ингушетия
Статья: 222 УК РФ «Незаконные приобретение огнестрельного оружия», 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти»
Действия сторон: решение против журналиста (СМИ)
Дата публикации: 20.03.2018
Дата обновления: 20.03.2018

Развитие конфликта

 

МАРТ, 12 (2018)

 

Сухую голодовку в СИЗО объявил Магомед Хазбиев – последний из редакторов сайта «Ингушетия.ру» (он же «Ингушетия.орг» и «Ингушетияру.орг»), кто не оставил политику, не эмигрировал или не был убит.

 

Мария Климова и Егор Сковорода составили краткую летопись издания и заодно – ингушской оппозиции, чьим главным рупором служил этот трижды заблокированный ресурс.

 

«На протяжении последних двух-трех лет, когда кто-то вступает в конфронтацию с региональной властью, к нему во двор прилетает граната. И нету даже простого осуждения [этих нападений со стороны властей Ингушетии]. А ведь все должны задуматься, как это так получается?» – говорит глава правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов. Он удивляется, что ни федеральная власть, ни руководство республики как будто не замечают этих демонстративных нападений. Получается, «в любой момент у кого-то есть доступ к взрывчатым веществам», рассуждает он.

 

Гранату в дом родителей ингушского оппозиционера Магомеда Хазбиева бросили ночью 8 января. Стоявший во дворе автомобиль полностью сгорел. Хазбиева дома не было – последние три года он жил в Грозном, куда уехал после возбуждения в отношении него уголовного дела. В Чечне оппозиционер находился под государственной защитой, которая была предоставлена ему после покушения, пережитого в 2015 году, рассказывает его брат Мурад Хазбиев. По словам брата, в конце 2017 года Магомед принял решение отказаться от госзащиты и вернуться на родину, но публично об этом не объявлял. «Тогда он еще интервью не давал, но старейшины все знали, друзьям говорили, что Магомед приедет, слухи были. И, видимо, этот слух дошел до кого-то, кто захотел запугать его, чтобы он не приехал», – говорит Мурад.

 

На следующий день после взрыва гранаты возле его дома в Назрани 38-летний Магомед Хазбиев выпустил обращение, в котором рассказал о планах вернуться и обвинил в неудавшемся покушении Увайса Евкурова – младшего брата главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.

 

«Я собираюсь ехать домой и, если будет на то воля Всевышнего, собираюсь дальше продолжать бороться с этой системой, пока они не прекратят похищать и убивать, пока они не прекратят грабить мой народ, мы будем продолжать дальше с ними бороться», – говорит Хазбиев на этом видео, добавляя, что у него «один враг – это враг моего народа, враг Аллаха Евкуров Юнус-Бек Баматгиреевич, поэтому полную ответственность за все, что произойдет со мной, будет нести он».

 

11 января Хазбиев вернулся в Ингушетию и сразу же был задержан – с января 2015 года он был заочно арестован по обвинению в незаконном обороте оружия (часть 1 статьи 222 УК РФ). Оппозиционера отправили в СИЗО. Уголовное дело возбудили после обыска в доме его родителей, где обнаружили пистолет и гранату. Брат оппозиционера рассказывает, что Магомед бывал в этом доме лишь наездами и останавливался не в той комнате, где, по утверждению силовиков, прятал оружие.

 

«Эти предметы якобы нашли под подушкой на кровати. Сотрудник зашел, прямым ходом подошел к подушке и тут же обнаружил эти предметы. А до этого там гулял целый отряд этих сотрудников», – говорит адвокат Хеда Ибриева. Она замечает, что обыск проводили оперативники Центра «Э», руководители которого сейчас арестованы по обвинению в вымогательстве и пытках задержанных.

 

По словам адвоката, по делу были проведены две дактилоскопические экспертизы: первый эксперт заключил, что отпечатки пальцев на оружии не поддаются идентификации, но «следственные органы этот ответ не устроил, они назначили повторную экспертизу и они нашли эксперта, который заключил, что эти отпечатки принадлежат моему подзащитному». Ходатайство защиты о проведении дополнительной экспертизы удовлетворено не было.

 

Суд и следствие отклонили и все ходатайства о переводе страдающего язвой Хазбиева под домашний арест и его осмотре специалистами, рассказывает Ибриева. «Самой фамилии Хазбиев достаточно для того, чтобы отказать в удовлетворении какого бы то ни было ходатайства. То есть правосудия мы здесь, я так чувствую, не дождемся», – опасается защитница.

 

Ибриева говорит, что Хазбиев был объявлен в федеральный и международный розыск, несмотря на документы, согласно которым он находится под госзащитой в Чеченской Республике. В Грозный, по ее словам, никто из ингушских силовиков так и не приехал.

 

Уже в СИЗО Магомеду Хазбиеву предъявили еще одно обвинение — теперь в оскорблении представителя власти (статья 319 УК РФ). Адвокат оппозиционера полагает, что эти обвинения связаны с его видеообращениями, однако пока неизвестно, какие именно слова и ролики стали причиной возбуждения нового дела. В последнее время Ибриева не может попасть в СИЗО к подзащитному – сотрудник изолятора испортил ей адвокатское удостоверение, а новое получить она еще не успела.

 

В одном из своих видеообращений Хазбиев утверждал, что он покупал у людей из окружения Юнус-Бека Евкурова документы «для секретного пользования» и материалы прослушки, доказывающие причастность руководства Ингушетии к убийствам и похищениям людей.

 

Свои видео оппозиционер публиковал на ютуб-канале Ingushetiyaruorg2010, название которого отсылает к самому известному в республике оппозиционному сайту «Ингушетия.ру». В 2008 году Ingushetiya.ru заблокировали впервые. Ресурс продолжил работу по новому адресу – Ingushetia.org. В 2010-м власти заблокировали и его, и вплоть до очередной блокировки в 2013-м издание существовало уже под третьим названием – Ingushetiyaru.org.

 

Медиазона, 13 марта               

 

АПРЕЛЬ, 9 (2018)

 

Магасский районный суд Ингушетии продлил на два месяца арест оппозиционеру, редактору сайта «Ингушетияру.орг» Магомеду Хазбиеву, обвиняемому в незаконном хранении оружия и оскорблении представителя власти. Об этом сообщает адвокат Международной правозащитной группы Агора Андрей Сабинин.

 

«Сегодня Магомед Хазбиев попросил личного участия в судебном заседании, а не через видеоконференцсвязь (ВКС). Судья ему отказала, тогда он встал и ушел из кабинета с ВКС. Судье пришлось объявить перерыв, связываться со следственным изолятором для обеспечения явки Хазбиева. В итоге он вернулся в комнату с ВКС и потребовал второй раз личного участия. Опять получил отказ. После этого адвокат Ибриева заявила отвод судье. Фактически процесс по существу не мог начаться с 12 часов», – передает Сабинин.

 

Магомед Хазбиев 12 марта объявлял голодовку в связи с многочисленными отказами в получении квалифицированной медицинской помощи.

 

Его арестовали 11 января. Обвиняют в незаконном хранении оружия (ст. 222 УК РФ) и оскорблении представителя власти (ч. 1 ст. 319 УК РФ). Он считает свое преследование политическим.

 

В январе 2015 года МВД по Ингушетии заподозрило Хазбиева и его родственников в угоне машин и хранении оружия. С того времени он находился в международном розыске. Позднее Хазбиев сообщал, что покинул республику из-за угроз и уехал в Чечню, где ему, как отмечает «Кавказский узел», предоставили государственную защиту. Накануне ареста оппозиционер заявил, что намерен вернуться в Ингушетию. 8 января во двор дома в Назрани, где проживают родители Хазбиева и семья его брата, бросили гранату.

 

ОВД-Инфо, 9 апреля      

 

ИЮНЬ, 1 (2018)

 

Уголовное дело в отношении оппозиционера Магомеда Хазбиева передали в Назрановский районный суд Ингушетии. Об этом сообщает адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Андрей Сабинин, представляющий интересы Хазбиева.

 

Оппозиционера обвиняют в возбуждении вражды к главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову, правительству, представителям судебной системы, силовых и властных структур по признаку принадлежности к социальной группе (ст. 282 УК РФ).

 

Обвинение предъявили 24 мая. Поводом для заведения дела о возбуждении вражды стало интервью Хазбиева, опубликованное в интернете.

 

В заключении по результатам психолого-лингвистической экспертизы говорится, что в интервью «содержатся элементы реализованного намерения унизить человеческое достоинство (оскорбить) личности – Евкурова и представителей всех властных структур Ингушетии». Эксперты также отмечают, что в публикации «имеются признаки побуждения к смене действующей в Республике Ингушетия власти, в том числе к смене президента Евкурова».

 

Сабинин считает экспертизу абсурдной. Он также отмечает, что «процесс окончания расследования и утверждения обвинительного заключения в деле беспрецедентно стремительный».

 

Магомеда Хазбиева арестовали 11 января. Его также обвиняют в незаконном хранении оружия (ст. 222 УК РФ) и оскорблении представителя власти (ч. 1 ст. 319 УК РФ). Он считает свое преследование политическим.

 

ОВД-Инфо, 1 июня                

 

НОЯБРЬ, 27 (2018)

 

Магасский районный суд Ингушетии приговорил главного редактора сайта «Ингушетия.орг» Магомеда Хазбиева к двум годам и 11 месяцам лишения свободы в колонии-поселении, а также штрафу в 50 тысяч рублей. Об этом сообщает «Медиазона» со ссылкой на адвоката из правозащитной группы «Агора» Андрея Сабинина.

 

Магомед Хазбиев признан виновным в «разжигании ненависти» к главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову, местным властям, правоохранительной системе, а также в незаконном хранении оружия. Сам Хазбиев заявил, что его преследуют за политическую и правозащитную деятельность. Он настаивает, что сотрудники органов безопасности подбросили ему боеприпасы.

 

Магомеда Хазбиева задержали 11 января в Назрани. С тех пор его содержали в спецкорпусе СИЗО, в одиночной камере под видеонаблюдением. Вернуться в Ингушетию и дать показания он решил сам.

 

Магомед Хазбиев – бывший председатель регионального отделения партии ПАРНАС. Он неоднократно критиковал ингушское правительство и президента России Владимира Путина. У себя на родине он подвергался преследованиям со стороны властей. В 2014 году он посетил Киев, чтобы выразить поддержку демонстрантам, выступавшим за интеграцию Украины с Евросоюзом.