Номер записи: #29704
Дата начала конфликта: 23.01.2017

Имя: Евгения Острая
Название СМИ: Газета «Наша Иртышская правда»
Профессия: главный редактор
В других конфликтах: #4647

Конфликт: увольнение
Федеральный округ: Сибирский
Субъект РФ: Омская область
Населённый пункт: Омск
Статья:
Действия сторон: решение в пользу журналиста (СМИ)
Дата публикации: 29.01.2017
Дата обновления: 29.01.2017

Развитие конфликта

 

ЯНВАРЬ, 23 (2017)

 

В Омской области отправленные в отставку редакторы трех районных газет обратились в суды с требованием восстановить их в должности.

 

Главреды трех омских районных газет, уволенные из-за «некомпетентности», подали иски к Главному управлению информационной политики областного правительства. Как сообщал Фонд зашиты гласности», ГУИП отказалась продлить контракты с рядом редакторов, мотивируя это тем, что они не соответствуют «новым компетенциям». В чем они заключаются, руководитель ведомства Станислав Сумароков не пояснил, но из его комментариев, в частности, еженедельнику «Бизнес-курс», следует, что оно хотело бы видеть жизнь на страницах сельских  изданий более радужной: «Нельзя все рисовать черным, есть ведь и другие краски. Людям требуются положительные ориентиры».

 

Вероятно, в подавляющем большинстве редакторы омских «районок» (всего их 32) с этой задачей худо-бедно справляются – ГУИП продлило с ними контракты, правда, всего лишь на один год (прежний был трехлетним, а до того главреды работали по бессрочному договору). То ли срок годности у «новых компетенций» недолгий, то ли Главное управление не уверено, что «районщики» им соответствуют. Ясно, что при таком контракте они будут стараться подбирать краски более радостные и искать ориентиры, далекие от мрачной действительности, чтобы по истечении года самим в ней не раствориться (по данным службы занятости Омской области, безработица на селе в три с лишним раза выше, чем в городе, а уволенным журналистам найти работу немыслимо).

 

Но еще несколько лет назад глава региона Виктор Назаров, вступая в эту должность, давал работникам СМИ прямо противоположные указания: он говорил, что приукрашивание действительности недопустимо, что пресса и телевидение «должны рассказывать правду, пусть даже горькую», и эти его высказывания сохранились на многих сайтах, а областная «Концепция информационной политики», подписанная им в мае 2013 года, до сих пор остается в юридической силе. Ее основные принципы – «открытость органов исполнительной власти», «равенство всех пользователей информации независимо от их положения в обществе», «обеспечение законных прав и свобод граждан на выражение мнения» и т.п. Именно им неукоснительно следовали редакторы, с которыми ГУИП не продлило контракты.

 

В частности, газета «Наша Иртышская правда» и ее главред Евгения Острая каждый год становились лауреатами областного конкурса журналистского мастерства, а в 2015 году большереченская «районка» вошла в число победителей конкурса «10 лучших газет России», и буквально на днях, 20 января, уже после увольнения Евгении Омское отделение Союза журналистов вручило ей лауреатский диплом, вероятно, отметив ее высокую прежнюю компетенцию, на сегодняшний день уже устаревшую («Наградили «посмертно» – написала Евгения на своей странице в Facebook).

 

За 4 года ее руководства тираж «Нашей Иртышской правды» вырос в 4 раза, и достигло издание 70% самоокупаемости. Выше этот показатель только у «Тарского Прииртышья», с редактором которой Ириной Мезениной Главное управление тоже решило не продлевать контракт. Без объяснения причин – вероятно, некомпетентной показалась ему, в частности, публикация на первой полосе о митинге против роста тарифов ЖКХ: на фотографиях в этом репортаже реяли красные флаги. Не знает, в чем именно провинился перед ГУИП и редактор газеты Ihre Zeitung («Ваша Газета») Азовского немецкого национального района Виктор Сидоренко. «Я приехал туда, встретил Сумарокова и спросил у него: «За что?», он мне ничего не ответил – рассказал главред нашему корреспонденту – У меня журналистский стаж – 40 лет, и знаете, в советские времена такого беспредела не было. Да, цензура была, но там все четко оговаривалось: редакторы знали, что можно, и чего нельзя».

 

Истцы будут добиваться восстановления на своих рабочих местах, а также возмещения ущерба их репутации. И это – главное: они ведь не виноваты в том, что региональная власть резко сменила политическую ориентацию. «Под таким руководством я работать вряд ли смогу – говорит Евгения Острая – Но мне важно, чтоб оно ответило за свои действия, чтоб дало объяснение им в суде. Ему это придется сделать: отмолчаться там не получится».

 

Информация Георгия Бородянского (ФЗГ, Омск)    

 

ФЕВРАЛЬ, 20 (2017)

 

Скандал, причиной которого стало массовое увольнение редакторов районных газет, разгорелся в прошлом году. Тогда начальник Главного управления информационной политики Омской области Станислав Сумароков объяснил кадровые изменения «рядовым непродлением контракта». За редакторов вступился Союз журналистов, а сотрудники газеты «Наша Иртышская правда», как сообщал «Омскинформ», написали обращение к президенту Владимиру Путину, губернатору Виктору Назарову и главе ГУИП. Они заявляли, что уйдут вслед за своим руководителем Евгенией Острой.

 

Первой появилась информация о том, что суд отказал в восстановлении редактору «Тарского прииртышья» Ирине Мезениной. По данным картотеки судебных решений Центрального суда, также отказано в удовлетворении иска Светлане Шалашовой (газета «За урожай») и Виктору Сидоренко (Ihre Zeitung (Ваша газета)).

 

«Суд постановил не восстанавливать их на прежнее место работы, поскольку нет никаких законных оснований для этого. Контракты были расторгнуты в соответствии с законодательством», – прокомментировал решение суда «ВОмске» начальник ГУИП Станислав Сумароков.

 

ВОмске.Ру, 20 февраля

 

МАРТ, 12 (2020)

 

Острая с точки зрения современной региональной журналистики все делала неверно превратила скромную газету в зубастую, едкую, защищающую интересы ее настоящих хозяев – жителей Большереченского района Омской области. В итоге «Наша иртышская правда» в четыре раза увеличила тираж и по местным меркам стала рентабельной газетой (лишь 30% бюджета – деньги государственные, да и те по контракту за публикацию официальной информации).

 

Это не понравилось главе района Василию Майстепанову, которому приходилось каждую планерку начинать с чтения районки: где на этот раз его горе-чиновники напортачили. Но главное, это не понравилось тогдашнему главе омского управления по информполитике Станиславу Сумарокову.

 

В итоге он уволил Евгению Острую. А когда коллектив обратился с письмом к Путину, Сумароков прислал в Большеречье проверку и самолично написал заявление в следственные органы. На журналистку возбудили уголовное дело по статье «растрата» (Острой ставилось в вину получение вместе со всеми журналистами 13-й зарплаты, отпускных и компенсации за ведение верстки – в общей сумме 126 648 рублей).

 

В уголовном деле было указано: «Для газеты характерно задиристое отношение ко многим событиям в районе и такое же отношение к представителям местного самоуправления».

 

Евгения Острая выиграла суд у чиновников. Она была оправдана полностью. С правом на реабилитацию.

 

Комсомольская правда, 12 марта                        

 

МАЙ, 13 (2021)

 

Бывшего главреда районной газеты в Омской области, а ныне – кубанскую журналистку Евгению Острую от уголовного преследования отбили ещё год назад. Адвокат Алексей Иванов летал на судебные заседания в Сибирь – и сумел доказать надуманность и необоснованность обвинений в адрес своей доверительницы. Дело, по его мнению, носило политический характер, и было призвано оказать давление на неугодную журналистку, слишком остро критикующую местную власть.

 

Однако на этом решили не останавливаться и добиться полной реабилитации журналистки, взыскав через суд возмещение имущественного ущерба и полную компенсацию морального вреда, причинённых ей этим уголовным преследованием. И Евгения Острая в свой день рождения получила официальные извинения прокурора от имени государства!

 

«Добиться официальных извинений от тех, кто необоснованно пытался привлечь Евгению Острую к уголовной ответственности, было непросто. Оправдательный приговор вступил в законную силу ещё в июне 2020 года, однако гробовое молчание прокуратуры длилось почти год. За это время мы добились компенсации судебных расходов, включая расходы Евгении на адвоката и компенсации морального ущерба в размере 600 тысяч рублей. Эта победа – знаковый шаг не только для Евгении Острой и для меня, но и для всех её и моих коллег. Доказывающий, что, несмотря на усиливающееся давление на журналистов, защищаться от уголовного преследования можно и нужно! А безнаказанно обижать журналистов, используя уголовный кодекс как дубинку в своих целях – нельзя» – прокомментировал ситуацию Алексей Иванов.

 

Городской телеграфъ, 13 мая