В Санкт-Петербурге пристав составил протокол на корреспондента за текстовую трансляцию из зала суда
Пристав Дзержинского районного суда Петербурга Иван Лозовский составил административный протокол на корреспондента «Медиазоны» Сашу Богино за текстовую трансляцию с заседания по продлению ареста фигуранту «пензенского дела» Игорю Шишкину.
Протокол составили по статье 17.3 КоАП («Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов»). По мнению пристава Лозовского, Богино не исполнила его законное распоряжение и не прекратила вести «интернет-трансляцию», нарушив тем самым правила поведения граждан в здании суда.
В протоколе сказано, что журналист нарушила «абзац в п. 2.3, абзац 3; 8 раздела 3.2 правила поведения граждан в здании Дзержинского районного суда». На сайте суда опубликованы правила поведения, утвержденные в 2016 году. Понять, в чем заключается нарушение Богино, не представляется возможным, потому что приведенная в протоколе рубрикация и нумерация частей текста не соответствует структуре документа.
В протоколе не разъясняется, что именно подразумевается под фразой «интернет-трансляция», но подобный термин упоминается в пункте 5 статьи 241 УПК (гласность). Согласно этому пункту, трансляция в «информационно-телекоммуникационной сети Интернет» допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании.
«Трансляция открытого судебного заседания на стадии досудебного производства по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не допускается», – говорится в документе.
Ранее перед заседанием сотрудники суда сказали корреспондентам «Медиазоны», что на основании статьи 241 УПК любые трансляции, в том числе текстовые, запрещены. После этого у Богино потребовали отдать ноутбук, но корреспондент отказалась это сделать.
Затем приставы выгнали из-зала корреспондента «Медиазоны» Давида Френкеля и Богино. Также пристав запретил Богино присутствовать на оглашении хотя бы в качестве слушателя. После этого у журналистки забрали паспорт и составили в отношении нее протокол об административном правонарушении.
Согласно постановлению пленума Верховного суда от 2012 года, журналисты могут вести текстовые трансляции в интернете с открытых судебных заседаний, и это право судья не может ограничить.
В марте 2017 года Государственная дума в третьем чтении приняла законопроект о трансляциях судебных заседаний в СМИ и интернете, который вносила поправки в статью 241 УПК. В свою очередь, представитель заместителя председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова говорила «Медиазоне», что этот законопроект не предусматривает ограничений для текстовых трансляций.
«По смыслу, придаваемому понятию «трансляция» статьями 241, 257, 259 УПК РФ, под трансляцией понимается передача аудио и/или видеосигнала», – говорила сенатор.
Медиазона, 22 марта