Отрицание сродни признанию
Как оказалось, фразы «спор хозяйствующих субъектов» и «отсутствие давления и политической подоплеки» – синонимы. По крайней мере, в пределах российского медиаландшафта. Это стало очевидно после энергичного опровержения Кремлем своего участия в увольнении главных редакторов СМИ, входящих в «РБК».
Уже больше месяца «РБК» потряхивает. Наезды правоохранительных органов на подконтрольный Михаилу Прохорову медиахолдинг (а равно и на другие его бизнесы) ряд либеральных комментаторов открыто связывают с личным недовольством президента. Дескать, Путину не понравились расследования про его родственников.
И вот уже в апреле была обнародована информация, что шеф-редактор Елизавета Осетинская уходит в годичный отпуск раньше, чем запланировано. Повод нашелся: учеба в Стэнфорде. Правда, она начинается осенью, а в отпуск главный топ-менеджер, отвечающий за редакционную политику всего «РБК», была отправлена сильно загодя!
Помнится, разгром НТВ даже сторонники президента увязывали с обидой: ну кому же понравится образ Крошки Цахес, в котором по программе «Куклы» был показан глава государства?
В пятницу 13 мая (само по себе интересно проследить, не выбрана ли дата специально) генеральный директор «РБК» Николай Молибог сообщил, что холдинг покидают Осетинская и ее коллеги – главный редактор информагентства «РБК» Роман Баданин и главные редактор газеты «РБК» Максим Солюс.
Заказчика скандальной отставки можно определить по молниеносной и скоординированной реакции: наперебой поспешили опровергнуть участие властей в данной ситуации и Кремль – устами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, и министерство связи и массовых коммуникаций – устами замминистра Алексея Волина. Такое яростное отрицание сродни признанию.
Есть и еще одна версия, которую друг другу рассказывают в соцсетях журналисты «РБК» (да и вообще журналисты): даже если прямого приказа на смену редакционной политики от властей не приходило, Прохоров решил ее смягчить, но это оказалось невозможным без смены главных редакторов. И вроде у всех руки чистые: Кремль ни при чем, владелец поступает по закону (священное право собственности!), уволенным наверняка выплатят должные компенсации… И ведь правильно рассчитано: самоцензура процветает, ну а эмоциональную реакцию ряда других сотрудников, решивших покинуть холдинг вслед за своими руководителями, спишут на неуравновешенность журналистской братии.
Роман Захаров, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе