Татьяна Седых: защита президента и беззащитность перед чиновником
Познакомились мы с Татьяной Седых случайно. Москвичи просили меня срочно найти редактора независимой ванинской газеты, а морской порт Ванино далёк не только от Владивостока, но и от Хабаровска. Помогла странная случайность… Молодой человек, с которым меня соединили в Хабаровске, оказался её сыном, связались – так нашлась Татьяна. Я попросила незнакомую Татьяну прислать несколько её статей – и для знакомства и для конкурса имени А. Сахарова «За журналистику как поступок». Она прислала мне несколько – и стала лауреатом. Уже гораздо позже пришлось узнать трагическую историю её жизни, её мужества и выживания в трагических обстоятельствах.
Она очень сильный человек. Редкостный. Она пережила нападения, угрозы, неприятие властей, пожары, наезды… Но она упорно выпускала свою газету, собрав в маленькой редакции инвалидов. Она защищала их, она писала о бездомных и стариках, о рабочих коллективах и коренных народах, она пыталась даже проверить радиоактивность на судах и защищать безработных грузчиков ….
Из письма Татьяны Седых. «Как-то уже тебе писала, что ни одно преступление и правонарушение, совершенные против меня за 12 лет, – не раскрыто. Их более десятка, список был опубликован на сайте ФЗГ год назад и на сайте Союза журналистов России. Уже дважды передо мной лично извинился президент. Были неоднократные обещания, что разберутся, рассмотрят, расследуют и т.д. Но всё топчется на месте: приходят запросы из Москвы, а на них отвечают те, кто и в свое время не проводил никаких расследований, и сейчас не собираются это делать, просто шлют отписки. Одно из этих дел – намеренная попытка сбить меня машиной (тогда при падении я очень сильно ушиблась спиной, потом стали отниматься ноги, сейчас из-за этого хожу только с костылями). В файле прикреплена моя очередная жалоба, что дело просто замяли. Почитай… Если сделаешь какую-то заметку, пусть небольшую, но чтобы в очередной раз прозвучало, тем более на сайте ФЗГ, что беспредел и безнаказанность в Хабаровском крае по-прежнему процветают. Спасибо за поддержку. Мы ведь не столичные журналисты, в поддержку которых подписи собирают, и нам приходится надеяться только на самих себя».
Действия против красивой, сильной и смелой женщины на костылях, против неё, её газеты, её читателей – нарушают законы нашей страны. Даже когда сам президент даёт ей обещание: помочь и далёкой газете, и ей, и тем, кого она защищает очень далеко от Москвы. Но местным чиновникам совсем не нужна газета, которая защищает права человека на очень далёком Дальнем Востоке. У них всегда есть способ – закрыть, унизить, наказать, обвинить, придраться, не исполнить судебное решение.
Татьяна Седых рассказала: «Сожжены мой дом, автомобиль, компьютерное оборудование редакции и первый тираж газеты. Совершено нападение на мою съемную квартиру. Получен официальный письменный отказ из районной администрации в предоставлении какой-либо информации, мотивированный тем, что администрация Ванинского района «не является органом, обслуживающим частную газету». В местные торговые точки отдано устное распоряжение из администрации Ванинского района не принимать газету «Моё побережье» к распространению. Совершена попытка сбить меня автомобилем (из-за чего впоследствии я стала инвалидом 2 группы) – в это время я писала о серии поджогов на местном рынке. По иску главы администрации Ванинского района Б. Мусяновича суд выселяет редакцию «Моё побережье» из предоставленного ранее помещения, несмотря на то, что весь трудовой коллектив редакции – инвалиды. В комнате, где размещалась редакция, сделали кабинет чиновницы службы социальной защиты. Заместитель прокурора Ванинской районной прокуратуры Е. Лапшина не единожды приходит в редакцию и требует показать письма читателей, которые были опубликованы в газете. Неизвестными выпущен фальшивый тираж газеты «Моё побережье» с клеветническими публикациями. Незаконное проникновение в редакцию охранника здания, в котором редакция арендовала комнату, установлено, что пользовался редакционным компьютером. (осталось безнаказанным). Поступают оскорбления и угрозы по телефону от неизвестного (личность звонившего установлена ФСБ, им был 30-летний сын двух бывших работников районной администрации. Во время предвыборной кампании с двух газетных полос в типографии «исчезли» выходные данные одного из кандидатов. После обращения к президенту РФ на пресс-конференции организована информационная травля в краевой прессе. В таких условиях я выпускаю газету «Моё побережье» уже 12 лет».
Но вопреки преследованиям газета «Моё побережье» выходит. Люди по-прежнему обращаются к Татьяне Седых. И за помощью, и за информационной поддержкой они обращаются в газету «Моё побережье», они пишут письма. А редактор Татьяна Седых вводит еженедельные встречи с читателями на улице – на ванинском «Арбате» (так между собой местное население называет улицу Волжскую). Помещения для редакции у газеты «Моё побережье» теперь нет. Группа инвалидности у редактора – после всех нагрузок, угроз, преследований – усилена. Редактору приходится теперь работать на дому. И встречаться со своими читателями – на этом ванинском «Арбате». Так родилась в Ванино новая традиция: встречи по субботам. Ванинцы и жители района приходят к редактору со своими вопросами, жалобами, предложениями, просто за газетой, или чтобы сказать спасибо за оказанную помощь.
Но законы, защищающие журналистов, в Ванинском районе Хабаровского края, видимо, не действуют. А президент России, защищавший её, – далеко, гораздо дальше местных чиновников.
Анна Селезнева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе