Номер записи: #30816
Дата начала конфликта: 02.10.2020

Имя: Ирина Славина
Название СМИ: «Koza.press»
Профессия: главный редактор
В других конфликтах: #3886, #4493

Конфликт: гибель
Федеральный округ: Приволжский
Субъект РФ: Нижегородская область
Населённый пункт: Нижний Новгород
Статья: 110 УК РФ «Доведение до самоубийства»
Действия сторон: отказано в возбуждении уголовного дела
Дата публикации: 13.10.2020
Дата обновления: 27.01.2023

Развитие конфликта

 

ОКТЯБРЬ, 2 (2020)

 

В Нижнем Новгороде трагически погибла главный редактор издания KozaPress Ирина Славина. Это случилось возле здания МВД в центре города.

 

Очевидцы сообщили, что женщина совершила самосожжение. При этом ее пытались спасти прохожие и сотрудники полиции. Источник издания «Подъём» сообщил, что она оттолкнула подоспевших на помощь людей. От полученных ожогов И. Славина скончалась на месте.

 

В фейсбуке Славиной 2 октября был опубликован пост: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию».

 

Накануне в Нижнем Новгороде прошла серия обысков у местных политиков, активистов и журналистов. В частности, с обыском пришли к главному редактору издания KozaPress Ирине Славиной. Вот что она написала: «В 6:00 в мою квартиру с бензорезом и фомкой вошли 12 человек: сотрудники СКР, полиции, СОБР, понятые. Дверь открыл муж. Я одевалась уже под присмотром незнакомой мне дамы. Проводили обыск. Адвокату позвонить не дали. Искали брошюры, листовки, счета «Открытой России», возможно, икону с ликом Михаила Ходорковского. Ничего этого у меня нет. Но забрали, что нашли – все флешки, мой ноутбук, ноутбук дочери, компьютер, телефоны – не только мой, но и мужа, – кучу блокнотов, на которых я черкала во время пресс-конференций. Я осталась без средств производства. Со мной все нормально».

 

В Следственном комитете отрицают связь гибели Славиной с проведенным у нее обыском. Сообщения СМИ о том, что смерть главного редактора нижегородского издания Koza.Press Ирины Славиной (Мурахтаевой) связана с тем, что днем ранее у нее дома прошел обыск, не имеют под собой никакого основания, заявили в СК Нижегородской области. «Она была свидетелем и не являлась ни подозреваемой, ни обвиняемой в рамках расследования уголовного дела, по которому проводились указанные следственные действия», – говорится в пресс-релизе.

 

В областном Союзе журналистов только смогли сказать, что все раздавлены случившимся.

 

Комиссия по свободе информации и правам журналистов, а также комиссия по гражданским свободам Совета по правам человека при президенте России призвали Следственный комитет расследовать причины самосожжения. Члены СПЧ считают необходимым рассмотреть обоснованность обыска у Славиной накануне её гибели и проверить действия проводивших обыск – не нарушают ли они статьи УК РФ о превышении должностных полномочий и доведения до самоубийства.

 

«Славина систематически подвергалась преследованиям со стороны местных силовых органов. Огромные штрафы, ставящие семью на грань нищеты и, наконец, возмутительный обыск с изъятием всех средств для профессиональной деятельности у человека, проходящего по делу свидетелем, – всё это, вне зависимости от личных психологических особенностей Славиной, не могло добавить ей душевного равновесия и придать сил противостоять жизненным трудностям», – подчеркнули в СПЧ.

 

Члены СПЧ призвали главу Следственного комитета России взять расследование под личный контроль. А вывод нижегородского СК о том, что версия о связи между самоубийством Ирины Славиной и обысками, которые прошли у неё накануне, «не имеет под собой никаких оснований» назвали «верхом цинизма, человеческой и профессиональной несостоятельности».

 

Ирина Славина была известным нижегородским журналистом. Она всегда отличалась независимой позицией.

 

Нижний Новгород онлайн, 2 октября; Интерфакс, 2 октября  

 

НОЯБРЬ, 2 (2020)

 

Следователь по особо важным делам СУ СКР по Нижегородской области Владимир Карпухин отказал в возбуждении уголовного дела по статьям о «доведении до самоубийства» (ст. 110 УК РФ) или «склонении» к нему (ст. 110.1 УК РФ) после проверки обстоятельство гибели журналистки Ирины Славиной. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на адвоката семьи Александра Караваева.

 

Постановление об отказе было подписано еще 2 ноября – ровно через месяц после того, как Ирина вышла на площадь перед зданием МВД и покончила жизнь самосожжением. Однако родственники документ получили только 13 ноября.

 

В постановлении говорится, что следователем «не усматриваются объективные данные», которые бы подтвердили состав преступления «доведение до самоубийства» или «склонение» к нему, а также отмечается, что Ирина «с высокой степенью вероятности» страдала «смешанным расстройством личности».

 

Как отмечает адвокат, проверку проводил тот же следователь, который накануне смерти журналистки проводил у нее обыск. Напомним, 1 октября серия обысков прошла дома у нескольких активистов и журналистов Нижнего Новгорода по делу о сотрудничестве с нежелательной в РФ организацией «Открытая Россия». К Славиной, которая была лишь свидетелем, силовики пришли около шести утра, десять оперативников в присутствии понятных изъяли всю технику, а также рабочие записи Ирины. Родственники, коллеги и сторонники журналистки считают, что именно обыск стал поводом для последнего решения Ирины. Перед смертью она оставила в Facebook запись: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию».

 

Лениздат, 16 ноября                                             

 

НОЯБРЬ, 16 (2020)

 

Следственный комитет отменил отказ в возбуждении уголовного дела из-за самосожжения нижегородской журналистки Ирины Славиной у здания УМВД. Об этом РИА «Новости» рассказал адвокат семьи Славиной Александр Караваев.

 

«Вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, но это постановление уже отменено… Это означает, что проверка продолжается», – сказал он.

 

Следователь сообщил об этом решении по телефону.


 

НОЯБРЬ, 19 (2020)

 

После гибели журналиста Ирины Славиной председатель СЖР Владимир Соловьёв обратился к главе Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкину по поводу проверки обоснованности проведения обыска у журналистки накануне её смерти:

 

«Уважаемый Александр Иванович!

Днем 2 октября 2020 года в центре Нижнего Новгорода произошло самоубийство главного редактора издания «Коза Пресс» Ирины Славиной (Мурахтаевой).

В рамках расследования уголовного дела по которому Славина была свидетелем, накануне гибели у нее дома проводился обыск сопряженный, со слов Славиной и ее семьи, с унижением человеческого и профессионального достоинства, лишением ее и ее семьи личных вещей. Тот факт, что Ирина Славина не являлась подозреваемой или обвиняемой по уголовному делу, по которому проводились указанные следственные действия по мнению Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области сам по себе исключает любую возможность наличия связи между ее гибелью с проведением обыска.

В связи с этими событиями, вызвавшие широкий общественный резонанс, а также в целях объективного, независимого расследования обстоятельств гибели Ирины Славиной, прошу проверить законность и обоснованность проведения у нее обыска накануне ее смерти, а также объективность установления всех причин произошедшего.

 

Председатель СЖР В.Г. Соловьёв».

 

19 ноября в Союз журналистов России поступил ответ из Следственного комитета РФ:

«Ваше обращение по вопросам, связанным с самоубийством редактора издания «Коза Пресс» И. Славиной (Мурахтаевой), рассмотрено, изложенная в нем информация принята к сведению.

Руководителю следственного управления СК России по Нижегородской области поручено организовать полную, объективную и всестороннюю проверку изложенных в нем доводов.

Исполнение поручения контролируется.

Инспектор второго отдела управления контроля за следственными органами Главного следственного управления М.В. Карпенко».

 

СЖР, 20 ноября                     

 

ДЕКАБРЬ, 7 (2020)

 

Нижегородский областной суд отклонил жалобу на постановление о производстве обыска 1 октября дома у журналистки Ирины Славиной. На следующий после обыска день Славина совершила самоубийство.

 

«Сегодня вынесли судебное решение по жалобе моей в интересах супруга, в интересах Мурахтаева, в которой ставился вопрос о законности самого обыска в их доме. Областной суд отказал в удовлетворении жалобы, посчитал, что судебное решение, санкционировавшее обыск, было законным и обоснованным, отказал в вызове всех свидетелей, ну и на этом данная процедура закончена тем, что решение вступило в силу», – уточнил адвокат Александр Караваев.

 

Следственный комитет дважды отказывался возбуждать уголовное дело в связи с гибелью Славиной. В одном из постановлений об отказе следователь заявил, что обыск 1 октября в квартире журналистки прошел «при корректном поведении участников».

 

2 октября главред издания KozaPress Ирина Славина пришла к зданию управления МВД в Нижнем Новгороде, привязала себя к скамейке, облила одежду горючей жидкостью и подожгла. Перед самосожжением журналистка написала в своем фейсбуке: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию». Накануне у нее прошел обыск в рамках дела, в котором она проходила как свидетель. У главреда забрали электронную технику, а затем отвезли на допрос.

                              

 

ДЕКАБРЬ, 7 (2020)

 

Управление Следственного комитета по Нижегородской области второй раз отказалось возбуждать уголовное дело о доведении до самоубийства журналистки Ирины Славиной, сообщает «Коммерсант». В ведомстве подвели итоги повторной проверки обстоятельств гибели главного редактора сайта Koza.Press.

 

Следствие считает, что Ирина Славина совершила самоубийство по собственной воле «в форме протеста на фоне борьбы с действующей властью». Как следует из постановления, на нее не оказывалось воздействие или давление со стороны, а доводы родных о «прессинге и гонениях» следователь отклонил, так как доказательств этого нет. Следователь Карпухин также использовал в качестве аргумента для отказа заключение посмертной психолого-психиатрической экспертизы о психическом расстройстве журналистики, в котором говорилось, что журналистка с высокой степенью вероятности обнаруживала «признаки смешанного расстройства личности» с личностной и социальной дезинтеграцией. Следователь считает, что самоубийство Ирины Славиной было «рациональным и осознанным решением» – вызовом существующей власти в виде «показательной и «обличающей» акции» у здания полиции.

 

В итоге в ведомстве пришли к выводу, что на Славину никто не оказывал давления.

 

Адвокат семьи погибшей Александр Караваев заявил о намерении родственников Славиной обжаловать отказ СК.

 

Журналистка из Нижнего Новгорода Ирина Славина покончила с собой 2 октября 2020 года. Перед смертью она написала на странице в Facebook: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию». После этого она подожгла себя у здания местного МВД.

 

За день до самоубийства в квартире Славиной прошел обыск по делу, в котором она имела статус свидетеля, тем не менее, у нее забрали все электронные устройства, даже те, которые принадлежали членам ее семьи.

 

Профсоюз журналистов и работников СМИ потребовал от МВД, Следственного комитета и прокуратуры завести уголовное дело о доведении до самоубийства нижегородской журналистки Ирины Славиной. 16 ноября адвокат семьи Славиной заявил, что СК отказал в возбуждении дела, однако в тот же день началась повторная проверка.

 

Полит.Ру, 7 декабря; СЖР, 8 декабря                  

 

ЯНВАРЬ, 13 (2021)

 

Следственные органы возобновили проверку в связи с суицидом главного редактора нижегородского издания KozaPress Ирины Славиной, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на адвоката Александра Караваева.

 

Он представляет интересы семьи погибшей. Караваев пояснил, что о новой проверке стало известно 11 января. Но когда отменили результаты предыдущей, он уточнить не смог. Адвокат добавил, что документы о процессуальном решении родственники Славиной пока не получили.

 

Журналист покончила с собой 2 октября 2020 года. Перед самоубийством она оставила запись на странице в Facebook, в которой попросила «винить в смерти Российскую Федерацию». После этого она подожгла себя у здания местного МВД.

 

За день до гибели в квартире у Славиной провели обыск по делу, которое связано с запрещенным в стране движением «Открытая Россия». Главред издания проходила в деле как свидетель, но, несмотря на это, у нее забрали все электронные устройства.

 

Профсоюз журналистов и работников СМИ потребовал от МВД, Следственного комитета и прокуратуры завести уголовное дело о доведении до самоубийства Славиной. 16 ноября адвокат семьи Славиной заявил, что СК отказал в возбуждении дела. В тот же день началась повторная проверка. Однако и она завершилась отказом.

 

Полит.Ру, 13 января         

 

ФЕВРАЛЬ, 2 (2021)

 

Управление Следственного комитета по Нижегородской области в третий раз отказался возбуждать уголовное дело по факту гибели журналистки Ирины Славиной.

 

Как рассказал «МБХ медиа» адвокат семьи погибшей Александр Караваев, решение принято на основании психолого-психиатрической экспертизы, проведенной после смерти Славиной. В ней эксперты посчитали, что самосожжение журналистки – «это своеобразная манипуляция обществом». «Это суицид протеста, который всегда окрашен аффектом гнева, мести», – цитирует издание постановление. Также в документе отмечается, что самосожжение журналистка совершила «по собственной воле, в форме протеста на фоне идеи борьбы с действующей властью».

 

Ирина Славина, главный редактор издания KozaPress, 2 октября совершила самосожжение перед зданием нижегородского управления МВД, написав перед этим в фейсбуке: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию». Славину неоднократно привлекали к административной ответственности как за ее публикации в KozaPress, так и за активистскую деятельность. После ее гибели родственники потребовали возбудить дело по статьям о доведении или склонению к самоубийству.


 

ИЮЛЬ, 27 (2021)

 

Прокуратура Нижегородской области оставила без удовлетворения жалобу адвоката и семьи погибшей Ирины Славиной на отказ следствия в возбуждении уголовного дела. Об этом сообщила ее дочь Маргарита Мурахтаева на своей странице.

 

«Сегодня мне и моей семье пришёл ответ из прокуратуры на нашу жалобу об отказе в возбуждении уголовного дела. Господин Чижкин, он же начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры нашей области, не нашёл никаких противоправных действий со стороны правоохранительных органов в отношении моей матери. Снова отказ. Комментарии излишни. Читайте сами», – написала Маргарита Мурахтаева, приложив фотографии документов.

 

В тексте письма от ведомства говорится, что «доводы о противоправных действиях в отношении Мурахтаевой И. В. со стороны правоохранительных органов, необоснованном привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, своего подтверждения не нашли».

 

Также подчеркивается, что подобные обращения не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 УПК РФ («Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» и «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении»), «при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления».

 

Семья Ирины Славиной неоднократно обращается во всевозможные инстанции с просьбой наказать виновных за доведение до самоубийства жены и матери, но получает отказ за отказом. Так, члены семьи и адвокаты писали заявления в Следственный Комитет Нижегородской области, председателю СК РФ Александру Бастрыкину, министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву, были на приеме у нового прокурора Нижегородской области Андрея Травкина. Но пока их усилия не дают результата.

 

Репортер НН, 27 июля                                    

 

ИЮНЬ, 7 (2021)

 

Нижегородская прокуратура сочла, что проведенный дома у журналистки Ирины Славиной обыск, после которого она совершила суицид, был законным и обоснованным. В документе, опубликованном силовиками, также указывается, что присужденный журналистке в 2019 штраф за сотрудничество с «нежелательной организацией» также был легитимен.

 

Нижегородская журналистка покончила с собой возле здания МВД в Нижнем Новгороде 2 октября 2020 года. В своей кончине она попросила винить Российскую Федерацию. Следственный комитет РФ позднее решил, что оснований для возбуждения уголовного дела о доведении Славиной до суицида, нет.

 

Информация Владимира Голубева (ФЗГ, Екатеринбург)                      

 

     

ДЕКАБРЬ, 24 (2021)

 

Управление Следственного комитета по Нижегородской области снова отказалось возбудить дело из-за преследования журналистки Ирины Славиной (Мурахтаевой), совершившей самоподжог у МВД. Об этом говорится в ответе ведомства «Комитету против пыток».

 

Правозащитники просили расследовать давление силовиков на Славину по статьям о воспрепятствовании журналистской деятельности (статья 144 УК РФ), злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и их превышении (статья 286 УК РФ).

 

В ноябре 2020 года у Ирины Славиной рано утром прошел обыск по делу о «нежелательной организации», по которому она была свидетелем. Через день основательница KozaPress подожгла себя возле здания управления МВД по Нижегородской области рядом с площадью Горького, оставив в фейсбуке пост: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию».

 

СК несколько раз отказывался расследовать обстоятельства смерти журналистки по статье о доведении до самоубийства. Следователи ссылались на «осознанное желание уйти из жизни» и «смешанное расстройство личности», которое Славиной диагностировали в ходе посмертной экспертизы. Правозащитники говорили о нарушениях при ее проведении.

 

Прокуратура признавала обыск у Славиной законным. Его проводили в рамках дела о содействии нижегородским предпринимателем Михаила Ходорковского, которое прокуратура признавала «нежелательным». Журналистка вспоминала, что в ее квартиру в 6:00 «с бензорезом и фомкой вошли 12 человек» и что она, «будучи голой, одевалась уже под присмотром незнакомой дамы».

 

Перед этим Славиной с 2019 года трижды назначали административные штрафы – из-за шествия памяти политика Бориса Немцова, поста в фейсбуке, где Славина добавила в название города Шахунья нецензурный корень, и новости про главу Академии самбо в Кстово, который общался с людьми и при этом был заражен коронавирусом.