Номер записи: #30613
Дата начала конфликта: 20.12.2019

Имя: Анна Никитина
Название СМИ: издание Baza
Профессия: журналист
В других конфликтах: - нет данных -

Конфликт: задержание
Федеральный округ: Центральный
Субъект РФ: Московская область
Населённый пункт: Подольск
Статья: - нет данных -
Действия сторон: ведется расследование
Дата публикации: 23.12.2019
Дата обновления: 27.01.2023

Развитие конфликта

 

ДЕКАБРЬ, 20 (2019)

 

В ночь на 20 декабря в Подольске (Московская область) сотрудники ФСБ и СКР задержали корреспондента издания Baza Анну Никитину, взявшую интервью у матери Евгения Манюрова, которого СМИ назвали стрелявшим у здания ФСБ.

 

Никитина оказалась в квартире женщины раньше следователей и находилась там, когда они пришли с обыском. После этого Никитина перестала выходить на связь. Спустя пять часов она смогла связаться с редакцией и рассказала, что ее жестко задержали, запретили кому-либо звонить и покидать квартиру. По ее словам, когда оперативники увидели ее пресс-карту, они передали ее «какому-то мужчине, руководившему обыском». Сначала он угрожал Никитиной, говоря, что она больше не сможет работать журналистом, а потом ударил по лицу.

 

По словам Никитиной, около восьми часов утра следователи уехали в Москву, забрав с собой мать Манюрова. А саму Никитину отпустили.

 

Анна зафиксировала травмы. Кроме того, в ФСБ ее привлекли в качестве свидетеля.

 

В перестрелке на Лубянке вечером 19 декабря погиб сотрудник ФСБ, нападавшего убили.

 

Baza, 20 декабря       

 

ДЕКАБРЬ, 21 (2019)

 

Постоянная комиссия Совета по правам человека при президенте осудила нападение сотрудника ФСБ на журналистку Baza Анну Никитину. Соответствующее заявление сделал её председатель Павел Гусев.

 

Он сообщил, что в тот же день представитель правоохранительных органов выругался матом на корреспондента «Коммерсанта» Романа Дорофеева. Позднее его доставили в ОВД «Мещанский». При этом в обоих случаях силовики знали, что перед ними находится журналист, отмечается в заявлении, опубликованном на сайте СПЧ.

 

«Постоянная комиссия СПЧ по свободе информации и правам журналистов считает недопустимым применение силы по отношению к журналистам, равно как и нецензурную брань в их отношении. Никакие интересы не могут служить оправданием для преследования журналистов и таких грубых нарушений закона», – отмечается там.

 

Совет попросил Следственный комитет и Генпрокуратуру расследовать необоснованные задержания и проверить произошедшее на предмет препятствования профессиональной деятельности.

 

С аналогичными требованиями после этих случаев в ведомства обратился Союз журналистов России. «К большому сожалению, несколько наших коллег пострадали от незаконных действий правоохранительных органов», – написано в заявлении, размещённом на сайте СЖР.

 

Корреспондент издания Baza Анна Никитина пропала после разговора с матерью Евгения Манюрова, который, предположительно, устроил стрельбу у здания ФСБ в Москве. Позже выяснилось, что её задержали сотрудники ФСБ и СКР прямо в квартире женщины в Подольске. Также представительница СМИ сообщила, что сотрудник ФСБ ударил её по лицу. Она была задержана на пять часов, после чего силовики привлекли её к делу как свидетеля. По мнению координатора проекта «Правозащита Открытки» Алексея Прянишникова, у силовиков не было оснований задерживать представителя СМИ.

 

Также издание «Коммерсант» сообщило, что его корреспондента Романа Дорофеева задержали во время прямого эфира на Лубянке. В этот момент журналист рассказывал о ходе расследования стрельбы возле здания ФСБ.

 

NEWS.ru, 21 декабря                                   

   

ДЕКАБРЬ, 23 (2019)

 

Журналистка проекта Baza Анна Никитина написала заявление в СКР, в котором просит привлечь к уголовной ответственности мужчину, который угрожал ей и ударил по лицу после интервью с матерью Евгения Манюрова, устроившего стрельбу у здания ФСБ на Лубянке. Текст заявления опубликован на сайте Baza.

 

«20.12.2019 г. я, согласно редакционному заданию, приехала в город Подольск для записи интервью с матерью Евгения Манюрова, устроившего накануне вечером стрельбу на Лубянке. Сотрудников, препятствующих моему проходу в квартиру, на месте не было. В момент записи интервью (примерно в 02:30) в квартиру зашли сотрудники. Их проникновению внутрь не препятствовали, добровольно в течение десяти секунд после первых стуков дверь открыла хозяйка квартиры», – говорится в заявлении Никитиной.

 

По словам журналистки, вошедшая в квартиру оперативная группа потребовала лечь всех лицом вниз, требования силовиков были исполнены. «После выяснения обстоятельств моего нахождения и установления личности, когда мне разрешили подняться, в кухню зашел сотрудник в штатском, который не представился. Он был крайне недоволен моим пребыванием на месте и стал фотографировать мой паспорт на телефон, при этом разговаривать на повышенных тонах, срываясь на крик, стал угрожать, что он сделает так, что я буду уволена и не смогу найти работу, а также единственным выходом для меня будет покинуть территорию РФ», – говорит журналистка.

 

В своем заявлении Анна Никитина отмечает, что «без достаточных на то оснований» тот самый сотрудник применил к ней грубую физическую силу. «А именно стал трясти меня за плечи и нанес удар рукой в челюсть, что повлекло телесные повреждения, которые были зафиксированы», – сказано в заявлении. Врачи зафиксировали у девушки «ссадину слизистой оболочки левой щечной области», а также «скол на апроксимальной поверхности зубов 36, 37».

 

Напомним, Анна Никита была задержана силовиками сразу же после интервью. Девушка в течение пяти часов не выходила на связь – все это время она была на допросе.

 

Напомним, 19 декабря в районе 18:00 (мск) у здания ФСБ на Лубянке началась стрельба. Впоследствии сообщалось, что нападавший был один, и он был убит.

 

В Минздраве заявили, что в результате стрельбы пострадали пять человек, двое силовиков находятся в крайне тяжелом состоянии. Кем являются остальные раненые, не уточняли.

 

Znak.Com, 23 декабря                      

 

ДЕКАБРЬ, 30 (2019)

 

Анна Никитина написала заявление в СКР в прошлый понедельник, но следствие никак на него не отреагировало. Заявление передали в Москву, несмотря на то, что инцидент произошел в Подольске. До СК оно пока не дошло, сотрудники объяснили это тем, что «случились праздники».

 

Никитину успели опросить только местный участковый и еще один по адресу регистрации.

 

20 декабря после теракта на Лубянке Никитина ночью успела встретиться с матерью «стрелка с Лубянки» Евгения Манюрова в Подольске. Следственная группа зашла в квартиру, когда Анна еще заканчивала свою работу. После этого девушка не выходила на связь почти шесть часов: ей запретили общаться с редакцией. Корреспондента хотели отвезти из Подольска в Москву, но она убедила силовиков отпустить ее.

 

Лениздат, 30 декабря        

 

ЯНВАРЬ, 30 (2020)

 

Издание Baza сообщает, что их журналистку Анну Никитину пытаются заставить написать заявление в СКР и отказаться от ранее заявленных претензий. Корреспондент обратилась в Комитет 23 декабря после того, как с ней весьма грубо обошлись правоохранители, застав в квартире «лубянского стрелка». Анна успела приехать туда раньше сотрудников силовых структур и разговаривала с матерью мужчины, открывшего стрельбу у здания ФСБ.

 

Как сообщает Baza, накануне к их журналистке во дворе её дома подошел мужчина (ранее они были знакомы, несколько лет назад, по словам Анны, он работал в ФСБ) и потребовал написать заявление с отказом от претензий к сотрудникам СК.

 

«Несколько раз был задан вопрос: «Знаешь ли ты, на кого написала заявление?» Цель этого вопроса нам неясна – либо Анну пытаются запугать, либо выяснить, что нам стало уже известно», – отмечают в Baza.

 

В издании, в свою очередь, напоминают сотрудникам СК, что с момента подачи заявления прошло уже больше месяца, а следователи даже не опросили Анну.

 

Лениздат, 30 января    

 

ИЮНЬ, 1 (2020)

 

Следственный комитет не стал возбуждать уголовное дело по заявлению журналистки издания Baza Анны Никитиной, пожаловавшейся на избиение. Следователи считают, что девушка «самоповредилась», сказано в сообщении Baza.

 

Анна Никитина утверждала, что в ходе обыска в квартире матери Евгения Манюрова, открывшего стрельбу у здания ФСБ на Лубянке, ее ударил сотрудник в штатском, руководивший обыском.

 

Baza указывает, что Никитина обратилась в СК еще в декабре 2019 года, но проверка по ее заявлению началась лишь два месяца назад.

 

Адвокат Никитиной Алексей Михальчик сообщил, что обжалует отказ в возбуждении дела.

 

Baza, 1 июня        

 

ИЮНЬ, 17 (2020)

 

Прокуратура отменила отказ в возбуждении уголовного дела об избиении журналистки Baza Анны Никитиной во время обыска у напавшего на здание ФСБ и обязала следователей провести дополнительную проверку. Об этом в фейсбуке сообщил адвокат Никитиной Алексей Михальчик.

 

СК отказался заводить дело об избиении в начале июня.

 

Журналистка 19 декабря 2019 года раньше силовиков приехала к родителям Евгения Манюрова, устроившего стрельбу возле здания ФСБ на Лубянке. Как рассказала Никитина, во время обыска мужчина в гражданской одежде ударил ее в челюсть и угрожал увольнением.

 

Никитина обратилась в Следственный комитет. Как писала Baza, делом начали заниматься лишь два месяца спустя. «Следователи поговорили с сотрудниками УФСБ, которые, конечно, не нашли никаких свидетельств насилия и даже, как указано в отказе, с матерью Евгения Манюрова, которая тоже якобы опровергла применение силы к Анне. Вот только в разговоре с нами женщина сказала, что ее никто не опрашивал и для дачи объяснений не вызывал», – утверждало издание.

 

В январе Baza сообщала, что Никитину у подъезда подкараулил мужчина и убеждал отказаться от претензий к избившему ее полицейскому. По словам журналистки, она знала этого человека, ранее он работал в ФСБ.