Номер записи: #29914
Дата начала конфликта: 22.09.2017

Имя: Сайт «РИА Новости»
Название СМИ: Сайт «РИА Новости»
Профессия:
В других конфликтах: #2354, #2711, #2903, #2980, #3389, #3486

Конфликт: цензура
Федеральный округ: Центральный
Субъект РФ: Москва (город)
Населённый пункт: Москва
Статья:
Действия сторон: нет информации
Дата публикации: 26.09.2017
Дата обновления: 26.09.2017

Развитие конфликта

 

СЕНТЯБРЬ, 22 (2017)

 

В случае с вынужденным изменением материала государственного информационного агентства ярко прослеживаются опасения руководителей СМИ перед статьей УК за оскорбление чувств верующих. Серьезности делу придает то обстоятельство, что угроза исходила из Чечни.

 

На сайте «РИА Новости» (входит в состав ИА «Россия Сегодня») 26 июля 2017 года была опубликована статья «Раб окупается за неделю». Спустя месяц с небольшим из-за нее стали угрожать автору – штатному сотруднику СМИ Ларисе Жуковой. Как она рассказала на своей странице в соцсети, претензии были вызваны словосочетанием «сексуальная Мекка». Журналисту позвонил мужчина, представившийся «сотрудником администрации Чечни», и потребовал исправить указанную фразу, чтобы не оскорблять всех мусульман. На логичное предложение Жуковой отправить в редакцию официальный запрос звонивший ответил, что тогда ее и редакцию заставят официально извиниться. «Тут я вспомнила всех, кому пришлось публично приносить извинения чеченскому народу и Кадырову, – от Гнойного до самого чеченца, чей дом спалили после критики властей», – пишет журналистка.

 

И все же коллега не поддалась давлению, но редакция государственного СМИ рассудила иначе. Сначала словосочетание изменили (словом «мекка» написали с маленькой буквы), а потом и вовсе удалили. Комментарии от информационного агентства по поводу произошедшего получить не удалось, поэтому невозможно определить, имеет ли место уступка под давлением из Чечни или это проявление редакционной самоцензуры (разумеется, тоже вынужденной).

 

Поскольку сразу после произошедшего Лариса Жукова перестала работать в данной редакции, у многих возник вопрос, не уволили ли ее из-за инцидента. Как она рассказала корреспонденту Фонда защиты гласности, расставание было добровольным: «Эти события просто совпали». При этом журналистка полагает, что ее все равно бы уволили, причем не из-за фразы как таковой, а потому, что она решилась открыто рассказать о давлении: «Мне намекнули, что за вынос этого случая в публичное пространство меня, скорее всего, уволили бы».

 

Главное, чему учит данная история, – ни одно СМИ, даже государственное, не застраховано от преследований в связи с «резиновой» статьей Уголовного кодекса об оскорблении чувств верующих. А чеченские власти по-прежнему ни во что не ставят гарантированную российской конституцией свободу слова.

 

Информация Романа Захарова (ФЗГ, Санкт-Петербург)