Номер записи: #26140
Дата начала конфликта: 30.03.2005

Имя: Владимир Лавров
Название СМИ: газета «Моё!»
Профессия: Фотокорреспондент
В других конфликтах: - нет данных -

Конфликт: нападение
Федеральный округ: Центральный
Субъект РФ: Воронежская область
Населённый пункт: Воронеж
Статья: 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»
Действия сторон: ведется расследование
Дата публикации: 19.03.2019
Дата обновления: 19.03.2019

Развитие конфликта

В Воронеже сотрудниками милиции избит и ограблен фотокорреспондент городского еженедельника "Мое!" Владимир Лавров. В четверг корреспондент написал заявление в ГУВД. Как утверждает журналист, у кинотеатра "Спартак" он заметил, как несколько человек (некоторые из них были одеты в форму сотрудников милиции, некоторые были в штатском) обыскивают большую группу молодых людей (около 30 человек), предположительно футбольных болельщиков. Когда Лавров начал их фотографировать, милиционеры, по словам Мазенко, затащили его в ближайшую арку, нанесли несколько ударов, уложили на землю и обыскали. У Лаврова изъята карта памяти цифрового фотоаппарата.

В своем сообщении Центрально-Черноземный центр защиты прав СМИ привео правовую оценку случившемуся:

"Даже если оставить за рамками уголовно-правовую оценку физического насилия (нанесение побоев) по отношению к фотокору газеты "Моё!", налицо связь случившегося с его профессиональной деятельностью, что, в совокупности с изъятием носителя информации (флэш-карты памяти фотоаппарата), может быть квалифицировано также по ст. 144 УК РФ, как воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем "принуждения к отказу от распространения информации". Помимо этого действия сотрудников милиции, очевидно, нарушили профессиональные права журналиста на доступ к информации (ст. 47 Закона РФ о СМИ), право редакции на собственность (так как изъятая карта памяти является имуществом редакции) – ст. 35 Конституции РФ и авторское право фотожурналиста на снимки как художественное произведение (доступа к которым он был принудительно лишен).

Упомянутая ст. 47 Закона о СМИ дает право каждому журналисту "производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом" (п.6. ст. 47) и "посещать специально охраняемые места массовых беспорядков и массовых скоплений граждан " (п.7. ст. 47). Действия же журналиста не выходили за рамки его профессиональных полномочий. Он производил съемку в общественном месте, представителей правоохранительных органов, находившихся при исполнении своих служебных обязанностей, действия которых, вполне возможно, были абсолютно законными. С точки зрения фотокорреспондента эти кадры представляли как информационный так, возможно, и художественный интерес.

Мягко говоря, "неадекватная реакция" милиционеров на законных действия журналиста вызывает возмущение и недоумение: какова же реальная позиция "стражей порядка"? Они призваны представлять и защищать Закон, а знают ли они его? Почему они открыто и вызывающе идут на его нарушение? Мы надеемся на справедливое расследование этого случая грубейшего нарушения закона по отношению к журналисту – лицу, выполняющему свой профессиональный и общественный долг.

Центр Защиты прав СМИ выражает обеспокоенность участившимися случаями физического насилия в отношении журналистов в г. Воронеже (в начале этого месяца был жестоко избит корреспондент Политического журнала Виктор Найхин). Мы обращаемся к руководству ГУВД Воронежской области с просьбой не оставить этот случай безнаказанным и предать огласке результаты как служебного расследования по данному факту так и провести уголовное расследование данного дела с соблюдением всех требований Закона. Мы призываем воронежских журналистов, поддержать коллегу и осуществлять гражданский контроль за расследованием данного вопиющего инцидента.

ЦЭЖ

ГП РФ (18) май 2005

Дело возбуждено 04.04.2005 г. ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Ведется расследование. Отрабатываются все версии.

август 2005 (11)

Расследование продолжается. Проводятся необходимые экспертизы.

ноябрь 2005 (9)

Расследование уголовного дела приостановлено.