Номер записи: #28762
Дата начала конфликта: 05.06.2014
Имя: Анна Шароградская
Название СМИ: Институт региональной прессы
Профессия: директор
В других конфликтах: - нет данных -
Конфликт: задержание
Федеральный округ: Северо-Западный
Субъект РФ: Санкт-Петербург (город)
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Статья:
Действия сторон: решение, судебное разбирательство
Дата публикации: 16.11.2014
Дата обновления: 16.11.2014
Развитие конфликта
ИЮНЬ, 5 (2014)
В Санкт-Петербурге в аэропорту «Пулково» при вылете в США была задержана директор Института региональной прессы Анна Шароградская. Об этом в Межрегиональную правозащитную Ассоциацию «Агора» сообщил юрист Виталий Черкасов, представляющий интересы ИРП.
«В настоящее время идет досмотр личных вещей Анны Аркадьевны, ждут сотрудников ФСБ, чтобы более тщательно досмотреть носители электронной информации, – сообщил юрист Черкасов. – На данный момент в аэропорт выехал адвокат, чтобы оказать юридическую помощь директору НКО».
К задержанной 73-летней Анне Шароградской более 4 часов не допускали адвоката. Таможенники ссылались на имеющуюся у них некую оперативную информацию ФСБ в отношении Шароградской. Был составлен протокол изъятия. Недопуск адвоката объясняют тем, что Анна Аркадьевна не удерживается и якобы может в любой момент покинуть пункт досмотра, оставив при этом изъятые предметы. Шароградская утверждает, что на ее личном компьютере и мобильном телефоне содержатся сведения о ее частной жизни и личная переписка.
Civitas.Ru, 5 июня
ОКТЯБРЬ, 28 (2014)
В Санкт-Петербурге глава Института региональной прессы Анна Шароградская подала в суд на Пулковскую таможню с требованием вернуть ей изъятые вещи. Этим летом руководителя петербургского НКО, летевшую читать лекции в США, силовики заподозрили в вывозе запрещенных документов.
5 июня за 20 минут до вылета Анна Аркадьевна была вызвана по громкой связи в «помещение без опознавательных знаков», где от нее потребовали предъявить еще раз содержимое сумок, затем изъяли ноутбук, айпад с личными фотографиями и перепиской, 11 карт памяти. Инцидент продлился 7 часов, Шароградская, чей самолет давно улетел, требовала или вернуть ей вещи, или объяснить, на каком основании у нее отобрали личные вещи. Ни то, ни другое сделано не было, после чего за ней в аэропорт приехал сын. На следующий день Шароградская улетела в США – авиакомпания «Finnair» пошла на встречу и выдала билет повторно.
От правоохранителей Шароградская до сих не получила никаких объяснений, административного производства в отношении нее не возбуждалось, однако спустя пять месяцев вся ее техника по-прежнему в руках силовиков.
Шароградская обратилась в Московский районный суд с жалобой на «неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления». По словам адвоката Шароградской Евгения Смирнова, за прошедшее время представители таможенной службы ни разу не выходили на связь, сообщает «Новая газета» в Санкт-Петербурге.
«При изъятии техники был составлен акт проб и образцов. Он составляется для проведения экспертизы. Срок ее проведения один месяц, однако о ее результатах нам не сообщили – полная тишина», – рассказал защитник. Одной из ключевых целей иска является желание выяснить, на какой стадии находится экспертиза и дело (если оно было возбуждено): «Пока получается, что забрали вещи и ни слуху, ни духу».
«Мы просим признать незаконным сам факт изъятия этих вещей. И требуем их вернуть», – добавил Смирнов.
Материальных требований Шароградская не выдвигает – лишь просит взыскать госпошлину в размере 200 рублей, которую она оплатила. Анна Аркадьевна настаивает на том, что действия таможни незаконны и полагает, что таможенники выполняли заказ российских спецслужб.
Следует отметить, что в сентябре 2014 года в Институт региональной прессы пожаловал представитель Минюста с внеплановой проверкой (и это при том, что еще не завершена прокурорская проверка).
Лениздат, 28 октября
НОЯБРЬ, 10 (2014)
Во время судебного заседания по делу директора Института региональной прессы (Санкт-Петербург) Анны Шароградской против Пулковской таможни, представители которой задержали правозащитницу и изъяли носители информации, подтвердилась роль ФСБ в данном инциденте.
Надо было видеть, как таможенники изворачиваются, чтобы оправдать инцидент, произошедший 5 июня 2014 года в Пулково. Во-первых, оказывается, что никакого изъятия ноутбука, планшета и 11 флешек не было! Элегантно манипулируя словами, юристы Пулковской таможни превратили изъятие личных вещей в «отбор проб и образцов». Пожалуй, данная новость не порадует ни одного гражданина страны (и иностранца), пересекающего российскую границу: пользуясь словесной завесой, таможенный инспектор вправе отобрать у вас все, что угодно в качестве «образца». Ну, или «пробы» – на худой конец.
Понятно, зачем потребовалось такое изощренно-странное прочтение законодательства. Ведь ранее в ответ на запросы представителя Фонда защиты гласности все без исключения представители таможенных органов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, включая Северо-Западное таможенное управление, письменно сообщили, что изъятие предметов производится у граждан в исключительных случаях. Из ответов было очевидно, что ни один из пунктов, предусмотренных законодательством и, что еще важнее в нашей стране, ведомственных инструкций, не позволял отнять у Шароградской указанные «носители информации».
Второй интересный момент, который выяснился в ходе судебного заседания, – это роль Федеральной службы безопасности. Подозрения были с самого начала, но их, как говорится, к делу не пришьешь. А теперь вот имеется документ, представленный в суд, где черным по белому говорится: указание произвести выборочный досмотр было дано управлением ФСБ. Таможенники до последнего пытались сохранить «тайну», но, ни государственной, ни служебной тайны суд в данном случае не узрел. Зато все увидели, под чью дудку пляшут любые другие органы в России.
Информация Романа Захарова (Санкт-Петербург)
- Предыдущая запись
- Следующая запись
c 01.01.2004