Номер записи: #28129
Дата начала конфликта: 05.04.2012

Имя: Елена Милашина
Название СМИ: «Новая газета»
Профессия: журналист
В других конфликтах: #832, #3229

Конфликт: нападение
Федеральный округ: Центральный
Субъект РФ: Московская область
Населённый пункт: Балашиха
Статья: 161 УК РФ «Грабеж»
Действия сторон: ведется расследование
Дата публикации: 26.09.2012
Дата обновления: 26.09.2012

Развитие конфликта

 

 

АПРЕЛЬ, 5 (2012)

 

Совершено очередное нападение на журналиста – в Балашихе (Московская область) избита и ограблена Елена Милашина, редактор отдела специальных репортажей «Новой газеты».

 

Преступление произошло 5 марта, примерно в 00.20. «Возвращалась домой с подругой. Напали двое. Били зверски, выбили зубы, на обоих висках шишки, ногами, кулаками – в лицо и по голове», – рассказала Милашина. От дальнейшей расправы спасли три девушки, оказавшиеся поблизости, которые помогли журналистке и ее подруге отбиться от бандитов. Однако преступники успели отобрать у своих жертв сумку с ноутбуком и деньги.

 

Через несколько минут, придя в себя, Милашина позвонила в полицию. Несколько раз. Устав ждать, пошли домой. Позднее с Еленой связался заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов и сообщил, звонить надо не по 02, а 0911 или 112, пока он «ищет кого-то не спящего».

 

«В два ночи, наконец, подъехал милицейский уазик. Нам позвонили девочки, которые нас отбили. Они там еще оставались… Мы вышли из дома, дошли до уазика. В нем, запертом на все двери, спал водитель. На заднем сидении допрашивали свидетельницу нападения. Мы стучались несколько раз в окна уазика, на нас смотрели, улыбались и игнорировали. Мы подождали минут пятнадцать. Было холодно и страшно качало и трясло. В общем, нам ни дверь, ни даже окошечко не открыли. Ну, мы повернулись и пошли от этого накрепко закрытого уазика домой», – рассказала журналистка.

 

Уже возле подъезда автомобиль их догнал, и полицейские приказали садиться в машину – «в травмпункт поедем!» – но Милашина отказалась ехать с ними, отложив разбирательства на утро. В ответ ей предложили «позвонить, куда звонила, и отменить вызов»…

 

Впрочем, у полиции несколько иная версия. Пресс-секретарь подмосковного МВД Евгений Гильдиев рассказал Газете.Ру, что сначала звонок Милашиной «перекинули из Москвы в Балашиху», затем потребовалось время на дорогу от отдела полиции до места происшествия, «а когда полицейские прибыли по месту вызова, журналистки там не было, их дожидалась ее подруга, которая отказалась писать заявление». А официальный представитель ГУ МВД по Московской области Марина Лазарева заявила корреспонденту «БалтИнфо», что «на место происшествия немедленно выехала следственно-оперативная группа. Однако на месте происшествия потерпевшую не обнаружили, а очевидцы случившегося от каких-либо комментариев сотрудникам полиции отказались».

 

Утром 5 апреля полиция проснулась. В редакцию «Новой газеты» позвонил начальник управления общественных связей МВД Валерий Грибакин. А заместитель начальника УМВД «Балашихинское» Валерий Самохин, чтобы опросить журналистку, лично прибыл в травмпункт, куда обратилась Милашина. На следующий день было возбуждено уголовное дело по статье 161 УК РФ («Грабеж»). Впрочем, мало кто питает иллюзии по поводу перспектив раскрытия этого преступления. И не только из-за того, что время упущено.

 

Пока в «Новой газете» не спешат связывать нападение на журналиста с ее профессиональной деятельностью, однако исключать эту версию нельзя. Елена Милашина – продолжательница дела Анны Политковской. Она писала про захват террористами «Норд-Оста», про трагедию в Беслане, об исчезновении людей Северном Кавказе, о нарушениях со стороны представителей правоохранительных органов и силовых структур, о протестных акциях. Кроме того, стали известны некоторые нюансы происшествия: подруге журналистки досталось гораздо меньше, ей даже позволили вернуть сумки с деньгами и документами, а вот Милашину избивали серьезно. «В общем, это или нападение ни с того, ни с сего, или даже думать не хочется, потому что мне есть, чего предположить в смысле версии. Очень поганым делом по наркоконтролю я последнее время занималась», – отмечает журналистка

 

Информация ФЗГ

 

АПРЕЛЬ, 14 (2012)

 

В Балашихе сотрудники подмосковной полиции задержали двух молодых людей, напавших и ограбивших журналистку «Новой газеты» Елену Милашину. Об этом сообщили в ГУМВД по Московской области. Задержаны двое ранее судимых безработных, 1982 и 1985 годов рождения. Задержанные дали признательные показания. «Со слов задержанных, нападение было совершено исключительно из корыстных побуждений и никоим образом не связано с профессиональной деятельностью потерпевших. Эти данные подтверждают и материалы следствия», – говорится в сообщении.

 

Грани.Ру, 14 апреля

 

СЕНТЯБРЬ, 10 (2012)

 

В Москве закончено расследование уголовного дела по факту нападения на журналистку «Новой газеты» и ее подругу. Об этом говорится в сообщении пресс-службы ГУ МВД России по Московской области.

 

По информации следствия, в ночь на 5 апреля этого года двое неизвестных, применив «не опасное» насилие, похитили у Елены Милашиной и ее знакомой 15 тыс. рублей, а также ноутбук стоимостью 18 тыс. рублей, после чего с места совершения преступления скрылись. По данному факту СУ МУ МВД России «Балашихинское» было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 161 УК РФ. 11 апреля это уголовное дело было изъято из производства СУ МУ МВД России «Балашихинское» и передано для дальнейшего расследования в ГСУ ГУ МВД России по Московской области.

 

Двое подозреваемых в совершении преступления задержаны. Ими оказались молодые люди 32 и 27 лет. Им было предъявлено обвинение. Злоумышленники арестованы и находятся в СИЗО. После того как потерпевшие и обвиняемые будут ознакомлены с материалами уголовного дела, оно будет направлено в Балашихинский суд для рассмотрения по существу.

 

Однако Е. Милашина утверждает, что задержаны невиновные. Полицейские сфабриковали доказательства против ранее судимых наркоманов Аверина и Хлебникова, считает Милашина. В подробном материале о ходе расследования этого уголовного дела Милашина обращает внимание на многочисленные нестыковки в версии следствия и наличие у обвиняемых алиби, подтвержденного данными операторов мобильной связи.

 

Милашину и ее подругу, сотрудницу правозащитной организации Freedom House Эллу Карамянц избили и ограбили в подмосковной Балашихе двое мужчин в ночь на 5 апреля. Аверина и Хлебникова задержали 12 апреля, уже на следующий день с ними провели все основные следственные действия. При этом в материалах дела не сходится время допроса ключевого свидетеля и опознания им подозреваемого. Этим свидетелем стал мастер по ремонту сотовых телефонов Гасанов, которого Хлебников якобы просил подобрать пароль от украденного ноутбука. Подозреваемых опознала также свидетельница нападения Венера Темиргазиева. Журналистка полагает, что на Гасанова и Темиргазиеву было оказано давление.

 

На опознание подозреваемых не вызвали Карамянц, которая составила подробное описание внешности нападавших. Карамянц уехала из России 14 апреля, о чем было известно следователю, пишет Милашина. Однако в материалах дела указано, что она покинула страну 13 апреля. Перед этим в течение недели следователи настойчиво требовали от Карамянц пароль к ее похищенному служебному компьютеру.

 

«Главным фактом, полностью опровергающим итоги следствия, является, конечно же, внешность обвиняемых», – пишет Милашина. Аверин и Хлебников не имеют ничего общего с фотороботом, составленным со слов Карамянц. Она уверенно описывает обоих преступников как лиц кавказской наружности. «Нападавшие вели себя нагло, делали свое дело основательно и неспешно, не спугнули их даже случайные свидетели, – вспоминает Милашина. – На них не было масок, они позволили себя разглядеть и запомнить всем желающим».

 

Следователь не счел нужным провести очные ставки между Хлебниковым и Авериным, отказал Милашиной в проведении очных ставок с обвиняемыми и не изъял сумку Карамянц с пятнами крови, возможно, принадлежавшей кому-то из нападавших. Обследование куртки Милашиной, в которой она была во время нападения, не выявило биологических следов. «Пуховик мне вернули таким же, каким я его отдавала на экспертизу: нетронутым химикатами, с теми же следами апрельской уличной грязи и клоками моих же волос, которые экспертиза не сочла биологическими следами», – пишет журналистка.

 

В материалах следствия также неверно указана похищенная у Милашиной сумма денег – давая показания в полиции, она ошибочно указала сумму 15 тысяч рублей, впоследствии часть денег обнаружилась в ее рюкзаке. По версии следствия, Аверин и Хлебников сознались в похищении 15 тысяч.

 

Милашина считает, что нападение связано с ее профессиональной деятельностью. «У меня были и остаются жесткие подозрения, за какие именно мои публикации меня хотели таким образом наказать. А может, не только наказать, но мне повезло – рядом со мной была Элла. И я прекрасно понимала: если права я – преступников не найдут никогда», – пишет Милашина.

 

Грани.Ру, 10 сентября

 

ОКТЯБРЬ, 15 (2012)

 

ФЗГ направил письмо руководителю Следственного комитета России А. Бастрыкину. В нем говорится:

 

«Уважаемый Александр Иванович!

 

К нам обратилась за помощью сотрудница «Новой газеты», знаменитая российская журналистка, лауреат международных премий, автор многочисленных журналистских расследований Елена Милашина.

 

Она просит поддержать ее обращение к Вам по поводу расследования нападения на нее и ее подругу, правозащитницу Элеонору Карамянц 5 апреля сего года – более полугода назад. Уголовное дело было возбуждено и его якобы ведет следователь ГСУ ГУ МВД по Московской области Р. А. Тишкин. В своем письме Милашина пишет:

 

«На начальном этапе следствия следователь Тишкин Р.А. сделал все возможное, чтобы ни я, ни моя подруга не смогли принять участие в важнейшем следственном действии, каковым является опознание задержанных по подозрению в нападении. Следователь фальсифицировал доказательства якобы невозможности нашего участия в опознании, допустил явную подделку подписей на материалах дела, которые помимо всего прочего содержат ложные оперативные сведения. По фактам фальсификации доказательств, свидетельствующим, по моему мнению, об умышленном ограничении потерпевших в их правах, гарантированных законом РФ, мною на имя руководителя СК РФ Бастрыкина в порядке 144-145 УПК РФ было подано заявление о проведении проверки и возбуждении уголовного дела против следователя Тишкина».

 

Ответа от Вас, уважаемый Александр Иванович, она не получила. А, между тем, случаев нападения на журналистов в этом году нами зафиксировано уже более 70, а в прошлом году их было 80. И это зафиксировано только нами, на самом же деле их было, безусловно, больше.

 

Мы категорически настаиваем на том, чтобы Вы, Александр Иванович, взяли это расследование под личный контроль, тем более что Ваши взаимоотношения с редакционным коллективом «Новой газеты» нестабильны и носят тревожный характер.

 

Президент Фонда защиты гласности,

член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

А. Симонов».

 

НОЯБРЬ, 8 (2012)

 

В середине октября Фонд защиты гласности обратился к руководителю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с письмом, в котором поддержал Е. Милашину, требовавшую нормального расследования, а не фабрикации дела против посторонних лиц. В письме ФЗГ, в частности, говорится: «Мы категорически настаиваем на том, чтобы Вы, Александр Иванович, взяли это расследование под личный контроль».

 

В полученном фондом ответе из Главного следственного управления СК РФ сообщается, что обращение президента ФЗГ Алексея Симонова о ненадлежащем расследовании нападения на Е. Милашину направлено в Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Московской области для проверки, о результатах которой будет сообщено позднее.

 

Информация ФЗГ