Номер записи: #27559
Дата начала конфликта: 28.07.2010

Имя: Мари Басташевски
Название СМИ: независимый журналист
Профессия: фотограф
В других конфликтах: - нет данных -

Конфликт: задержание
Федеральный округ: Центральный
Субъект РФ: Московская область
Населённый пункт: аэропорт «Шереметьево»
Статья:
Действия сторон: нет информации
Дата публикации: 08.12.2019
Дата обновления: 08.12.2019

Развитие конфликта

ИЮЛЬ, 28 (2010)

 

Фотографу Мари Басташевски, гражданке Дании, интересующейся темой похищений людей на Кавказе, отказано во въезде в Россию.

 

Фотопроект Басташевски «Статья 126 (Похищения на Кавказе)» начался более 2-х лет назад с просмотра и прочтения сводок «Мемориала». Мари стала ездить в Чечню, Ингушетию, Дагестан, встречаться с родственниками исчезнувших людей. Датский фотограф, с ее собственных слов, «снимала пустоту». Главным ее помощником в работе была убитая в июле прошлого года правозащитница Наталья Эстемирова.

 

Этим летом Мари Басташевски собиралась посетить пустую грозненскую квартиру Натальи Эстемировой, но это оказалось невозможным. 23 июня Басташевски обратилась в посольство России в Копенгагене за журналистской визой. Через 3 дня ей ответили, что «вопрос еще рассматривается в Москве». Дальнейшие трехнедельные попытки Мари выяснить судьбу своего запроса сначала в посольстве, затем в отделе печати МИД, потом в самом МИДе успеха не имели. Басташевски – в списках лиц, которым запрещен въезд в Россию. Сама фотограф уверена, что это связано с ее работой.

 

В свою последнюю командировку на Кавказ, закончившуюся в январе, она была задержана сначала в Дагестане, потом в московском аэропорту Шереметьево, при этом все содержимое ее компьютера было изучено. «Меня задержали по дороге из Махачкалы в Хасавюрт 17 января сотрудники миграционной службы, остановив маршрутку, в которой я ехала. За мной, вероятно, следили. Сначала эти люди без формы пытались допрашивать меня, не предъявляя документов, потом отвезли в ФМС. Меня обвинили в том, что я больше трех дней находилась в Махачкале без регистрации, хотя, во-первых, это было не так, потому что я постоянно выезжала из города, а во-вторых, они не могли знать, когда я приехала, потому что мои документы последний раз проверяли за 23 дня до этого. Но под давлением и из-за спешки – я торопилась на самолет в Москву – я согласилась заплатить штраф в 500 рублей. Видимо, это было ошибкой.

 

На самолет в Москву я все равно опоздала, так как машина без номеров высадила меня с чемоданом в лесу. В аэропорту Шереметьево, откуда я через день улетала в Копенгаген, история продолжилась. Еще до регистрации ко мне подошла девушка, представившаяся сотрудницей таможни, и сказала, что мне необходимо пройти с ней на досмотр. Меня провели за штору и вытряхнули все вещи, забрали ноутбук и фотоаппарат. Содержимое компьютера было скопировано. На мой взгляд, все это было незаконно, однако я не хотела поднимать шум, понимая, что мне надо продолжать работу в России, и не желая осложнять отношения с властями. Видимо, это тоже было неверным решением», – рассказала Мари Басташевски.

 

Полит.Ру, 28 июля