Номер записи: #26872
Дата начала конфликта: 17.10.2007

Имя: Сергей Курт-Аджиев
Название СМИ: «Новая газета в Самаре»
Профессия: главный редактор
В других конфликтах: #959, #1445, #1931. 1977

Конфликт: уголовное преследование
Федеральный округ: Приволжский
Субъект РФ: Самарская область
Населённый пункт: Самара
Статья:
Действия сторон: реакция правоохранительных органов
Дата публикации: 19.11.2016
Дата обновления: 19.11.2016

Развитие конфликта

 

ОКТЯБРЬ, 17(2007)

 

Главному редактору «Новой газеты в Самаре» Сергею Курт-Аджиеву следователь Советского следственного отдела Самары Вадим Маслов вручил постановление о возбуждении уголовного дела. Постановление датировано 14 мая 2007 года. Редактор подозревается в использовании контрафактного программного обеспечения. Ущерб, причиненный его действиями ЗАО «1С», составляет 84 тысячи рублей, а корпорации «Майкрософт» – 48 409 рублей. С Курт-Аджиева взята подписка о невыезде.

 

В мае нынешнего года в Самаре прошел Марш несогласных, одним из организаторов которого была дочь Курт-Аджиева Настя. (Заметим, что митинг был разрешен городскими властями). Однако в силу своего представления о жизни борцы с несогласными решили, что штаб марша располагается в самарской редакции «Новой». И 11 мая правоохранители совершили массированный налет на редакцию.

 

Вначале газету посетили сотрудники управления «К», имеющие, по их заверениям, оперативные данные об использовании редакцией нелицензионного программного продукта. Все имеющиеся в помещениях компьютеры изъяли Затем в редакцию явилась бригада из областного ГУВД по борьбе с экономическими преступлениями. По их оперативным данным, журналисты параллельно с выпуском газеты занимались еще и незаконной финансово-хозяйственной деятельностью. Милиционеры изъяли всю бухгалтерскую документацию за последние два года. Через неделю документы вернули, не высказав ни одного замечания, не предъявив какого- либо обвинения.

 

Ситуация резко обострилась в конце сентября. 21 сентября Курт-Аджиева вызвали повесткой в межведомственный следственный отдел. 25 сентября его пригласили в Поволжское управление Росохранкультуры в связи с нарушением редакцией закона РФ о СМИ. Связавшись с управлением, главный редактор выяснил, что их посетили сотрудники областного УВД, потребовавшие предоставить все документы по «Новой газете» в Самаре. Обнаружив некоторые несоответствия, сотрудники милиции потребовали от управления Росохранкультуры отозвать свидетельство о регистрации газеты! На что им было указано, что нарушения есть, но самое большое наказание за это – востребование отсутствующих документов. В крайнем случае, вынесение замечания редакции.

 

Дальше – больше: сотрудники областного УВД наведались в самарскую типографию, где печатается «Новая газета», и потребовали расторгнуть договор с изданием. После того как им объяснили, что юридически это невозможно, «сотрудники» поинтересовались, как и когда, до выхода газеты, они могут… ознакомиться с содержанием будущего номера. Позже выяснилось, что УБЭП УВД Самарской области проводит тотальную проверку всех организаций, так или иначе сотрудничающих с «Новой» в Самаре.

 

Апофеозом этого преследования и давления на главного редактора и газету стало разосланное с электронного адреса oterrussia@mail.ru по всем СМИ Самарской области «Заявление» за подписью Курт-Аджиева, которого он в глаза не видел и, естественно, не подписывал. В распространенной фальшивке сообщалось, что главный редактор «Новой газеты в Самаре» совместно с Ассоциацией в защиту прав избирателей «Голос», региональными отделениями партий «ЯБЛОКО» и СПС, а также Уполномоченным по правам человека в Самарской области Ириной Скуповой достигли договоренности с некоей организацией «Хизб-ут-Тахир» о сотрудничестве. Их главная цель: вмешиваться в ход избирательной кампании, защищать активистов НБП и эту самую организацию от силового произвола российских спецслужб, сотрудничество с американо-британскими НКО.

 

«Новая газета», 18 октября